Новости | Почему Мак? | Методика | Работы учеников | Макинтош | SOS! | Ссылки | Об участниках |
---|
Нач. школа | Информатика | Математика | Физика | Языки |
---|
Ирина Васильевна Мельченко
Методист ЗПМСЦ
"Почему матери так хотят, чтобы их дети были талантливы?
Лучше бы они хотели им счастья…"
В наше стремительно меняющееся время школа, как высшая, так и средняя, тоже претерпевают постоянные изменения. Меняются программы, методики и формы обучения. Меняются основы подготовки преподавателей. Что-то - в лучшую сторону, что-то - в худшую сторону. Иногда - формально, иногда - принципиально. Одни школы бросаются навстречу американской системе образования, другие возрождают старинные русские классические традиции в обучении.
Переход на новые программы в школах опережает перестройку в дошкольном воспитании. Итак, мы пришли к выводу, что родители остались один на один с проблемой подготовки ребенка к школе. Стали появляться репетиторы и гувернеры для дополнительных занятий, но платные услуги по воспитанию и обучению дошкольников, не под силу большинству родителей.
В.С. Юркевич в своей книге "Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность" (Москва, "Просвещение", "Учебная литература", 1996 г.) пишет, что к настоящему времени накопилось уже достаточное количество фактов, свидетельствующих о самой серьезной роли познавательной потребности в развитии умственной одаренности.
Ученые пришли к выводу, что все дети любят умственный труд, у них у всех ярко выражена потребность в познавательной деятельности.
Видели вы малыша, который не задает своих "почемучьих" вопросов? Эти "сто тысяч почему" вылетают из всех детей: "Почему солнышко светит?", "Почему дует ветер?", "Почему днем светло, а ночью темно?", "Почему автомобиль сам едет?". И даже "Почему кот жмурится, когда я его глажу?". В этих "почему" желание не только получить информацию, а задать работу мозгам.
Наблюдения за одаренными детьми и сравнение их с обычными показывают, что различие заключается, главным образом, не в том, что у последних "не хватает" познавательной потребности. Дело, скорее, в том, что у большинства маленьких детей есть своего рода гармония потребностей: ребенку хочется и сказку послушать, и побегать, и посмотреть мультфильм. Обычные дети любят кататься на велосипеде, любят цирк и мороженое, любят стрелять из рогатки и играть в школу. И все любят задавать вопросы.
У одаренных же детей нередко наблюдается определенная диспропорция потребностей. Одна потребность - умственная - вырастает чрезмерно, подавляя все остальные. Такие дети с трудом овладевают физическими навыками - в основном потому, что не чувствуют к этому большой склонности - в общении, в движении и т.д. - служит благоприятным фактором для развития одной - умственной - потребности. Некоторые из них с возрастом меняются, у них появляется интерес к общению, к спорту, а некоторые так и остаются "умными старичками", несчастными "чудодетьми". И может быть, правы мамы многих этих детей, когда вместе с гордостью испытывают тревогу: каким будет их "необыкновенный" ребенок в жизни, не будет ли он "неумеха", ничего не видящий и не знающий, кроме книжек.
Наблюдения и эксперименты с детьми, не имеющими на первый взгляд познавательной потребности, показывают, что познавательная потребность у них есть, но она ушла в сторону, далеко от главной дороги.
Мальчишка-двоечник, которого дружно ругают все учителя ("ничем не интересуется", "один футбол на уме") упорно пытается разгадать механическую головоломку и просит: "Ты только не подсказывай".
Медлительный, вялый, вечно сонный мальчик, который, как хором уверяют учителя, просыпается только со звонком на перемену, - этот мальчик, оказывается, оживает при слове "марки" и благодаря этой страсти накопил обширные познания по географии, этнографии, биологии.
Попробуйте провести с детьми "естественный" эксперимент. Загадайте им загадку, предложите хитрый вопрос (но такой, чтобы он по видимости не был связан со школьной программой) - и в классе все будут любознательными, никто не останется равнодушным.
Вывод:
Средством удовлетворения познавательной потребности всегда является новое знание, новая информация.
Познавательная потребность характеризуется прежде всего активностью.
Активность познавательной потребности, стремление к самому процессу познания возможны лишь благодаря еще одной особенности этой потребности - удовольствию от умственного напряжения, связанному с ней положительному эмоциональному состоянию.
Радость в момент интеллектуальной деятельности (которую одни люди переживают более, другие менее интенсивно, но которая всем знакома) сейчас можно регистрировать. Целый ряд строго физиологических показателей (электроэнцефалографических, биохимических) свидетельствует о том, что в момент интеллектуального напряжения вместе с участком мозга, занятым умственной работой, возбуждается, как правило, и центр положительных эмоций.
Итак, познавательная потребность стоит на "трех китах": активности, потребности в самом процессе умственной деятельности и удовольствии от умственного труда.
В детском саду уделяется большое внимание формированию познавательной потребности, познавательной активности и стараются, во всяком случае, чтобы эта деятельность приносила детям как можно больше удовольствия. Это входит в обязанности воспитателя, прописано в программе работы в д/с. В книге для воспитателя детского сада под редакцией Л.А. Парамоновой и О.С. Ушаковой "Воспитание и обучение детей шестого года жизни" (Москва.: "Просвещение", 1987 г.) написано: "Познавательная и воспитательная задачи соединяются и решаются в комплексе: познавательный интерес побуждает детей к активности, развивает любознательность, а старательность оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего ребенок усваивает предлагаемое содержание".
Так почему же дети, выходя из детского сада, оказываются такими разными и по уровню подготовки к школе, и по своим познавательным потребностям и по другим человеческим качествам?
Большое количество ведущих педагогов и психологов пытаются разобраться в этом. Каждый по-своему прав в приводимых доказательствах.
Многие психологи и педагоги сходятся в том, что ребенок должен получать знания, умения, навыки, представления об окружающем мире с самого раннего возраста с помощью своих любимых и любящих родителей. Чем больше они отдают тепла и внимания своим "чадам", тем больше будет и отдача от детей.
П.В.Тюленев в своей книге "Когда начинать воспитывать будущего президента России?" (Москва, 1996 г.) пишет о том, "...что ВСЕ нормальные дети МОГУТ развиваться намного быстрее, чем это принято считать, если создать развивающую среду". "...родителям надо уметь давать развиваться ребенку раньше, задолго до школы, ибо способности в наибольшей степени закладываются в первые два года жизни." "...именно в это время ЛЕГЧЕ ВСЕГО РАЗВИВАТЬ ребенка и СДЕЛАТЬ ЕГО ТАЛАНТЛИВЫМ И СПОСОБНЫМ на всю жизнь."
"Что мы предлагаем?
Надо создавать малышу РАЗВИВАЮЩУЮ среду по принципу "Дома и стены помогают".
Метод МИРР - это "метод интеллектуального развития ребенка".
Интеллект - главный капитал ребенка, развить его могут только сами родители, не доверяя никому".
Еще Цицерон писал: "История - наставница жизни". Все начинается с "корней", с накопленного человечеством опыта.
Как ребенка заинтересовать, и на всю жизнь выработать привычку "советоваться с историей"?
Во-первых, хорошо бы иметь в детской комнате хронологическую таблицу, отражающую всю историю государства Российского, и год за годом наполнять детскую библиотеку содержанием: сначала сказками, а потом приобретать и более серьезные книжки. Ребенок легко усваивает и запоминает имена всех великих князей, императоров и героев-созидателей и разрушителей своей страны, главным образцом, из Ваших рассказов и сказок.
Во-вторых, нужно окружить ребенка изображениями исторических событий и лиц. Для облегчения усвоением ребенком исторических сведений о России лучшего пособия, чем известная картина И.Глазунова "Вечная Россия" Вам не найти. История России в лицах и деяниях должна окружать Вашего ребенка все детство.
В-третьих, можно поиграть в игру "Управление обществом-семьей", которую надо начинать, когда ребенку 3 года, продолжать несколько лет, постепенно, шаг за шагом осваивая все формы управления, от простых к сложным.
В-четвертых, нужно вспомнить наиболее яркие эпизоды из школьного курса истории Отечества и хотя бы в шутливой форме разыграть их с ребенком в минуты свободного времени.
Таким образом, ребенок уже с трех лет начинает знакомиться с самым главным, что собственно, дает изучение истории: с механизмом принятия решений в обществе и процессом их реализации. При таком подходе ребенок, человек будущего, практически ежедневно учится тому, как надо жить".
Результаты воспитания ребенка 5-ти лет в развивающей среде не замедлят сказаться. Дайте малышу конкретного волшебного героя. Сочините на ходу или за столом две-три коротких научно-познавательных сказки. Запишите хотя бы одну из них тут же. Постоянно проявляйте интерес к научно-историческим темам. Придумывайте сценарии на эти темы и разыгрывайте их с ребенком. В этом возрасте уже можно переходить к чтению школьных учебников по природоведению, биологии, истории Древнего мира. Мы пробовали и с успехом "Историю Средних веков". В последнее время появилось множество красочно иллюстрированных книг на различные исторические темы. Эти книги вызовут интерес ребенка и значительно облегчат задачу развития малышей.
Родители должны помнить: если в ваших рассказах будет фигурировать в качестве героя любимая игрушка, или, например любимое ребенком животное, или даже вы сами - малыш с большим энтузиазмом и радостью выслушает ваш рассказ, сколь бы сложным он не был. Вы вообще можете за столом придумывать научно-фантастические "байки" о том, например, что с утра побывали в космическом корабле на луне, на солнце, что в скафандре плавали в Москве-реке, под водой, и подробно рассказать о том, что вы "видели" там. Но лучше, чтобы малыш подхватил показанный вами прием, и сам начал сочинять сказки о путешествиях своей любимой игрушки.
Главный методический совет: проявите несколько раз, хотя бы за столом интерес к некоторым историческим темам. Например, как бы невзначай, скажите, в задумчивости: "Я вот думаю, зачем египтяне строили такие большие пирамиды? Ведь сколько людей нужно собрать, чтобы построить огромные пирамиды! Что они хранили? Говорят вот в этой книжке об этом написано. Мне все некогда, вот бы узнать!" Можете быть уверены, малыш к следующему ужину вам с радостью расскажет о том, что успеет прочесть в "заинтересовавшей" Вас книжке.
Следующий ваш шаг должен быть таким: вы удивляетесь рассказу своего малыша, и говорите, что неплохо бы о государстве египетском, и о фараоне написать сказку, чтобы дети могли узнать, как жилось людям в Древнем Египте. И незаметно ставите резюмирующую исследовательскую цель: "Как бы еще выяснить, почему исчезло египетское царство?".
К чему же мы пришли? Ведь это уже почти научно-исследовательская работа! Конечно, она строится и выполняется на определенном, доступном ребенку уровне! Если эту работу продолжать, поддерживать и направлять, мы с Вами можем попытаться сформировать личность исследователя. Естественно, что для этого еще очень много нужно сделать. Например: научить ребенка логически мыслить, развивать его память, внимание, креативность, дать ему необходимый и разнообразный набор знаний. Это задача семьи, детского сада и школы. А в сочетании со специфической творческой развивающей средой это позволит ребенку развиваться наиболее продуктивно и гармонично.
В Зеленоградском Психолого-Медико-Социальном Центре для учащихся с повышенной мотивацией к интеллектуальному творчеству создана такая специфическая среда общения - "Школа Сильного Мышления", как межшкольный Центр интеллектуального творчества учащихся г. Зеленограда. При ней существует группа для старших дошкольников и младших школьников с высокой креативностью и большим интеллектуальным потенциалом - группа "ШСМ-чик". В этой группе проводятся занятия по общеразвивающей программе, включающей в себя отдельные элементы методик известных авторов по работе с одаренными учащимися и авторские методики руководителя группы. На занятиях используются различные тестовые задания, логические задачи, словесные и комбинаторные головоломки, задания на элементарную стереометрию и т.п.
Часть заданий, используемых на занятиях в группе "ШСМ-чик", размещены в Приложении к данной работе. Попробуйте предложить их своим детям.
Большое внимание в группе уделяется творческим исследовательским проектам. Детям предлагаются для самостоятельной работы, например, следующие вопросы:
Выполняем и коллективные конструкторские работы. Например, учащимися группы был выполнен из бумаги, картона и других подручных средств проект на тему: "Город моей мечты". Каждый из детей изготовил такой дом, в котором он хотел бы жить со своей семьей. Все эти дома оригинальны, неповторимы, задуманы с учетом всех современных потребностей человека. Есть в этом городе и большой спортивный зал, и больница, и гостиница, и детский сад, и бассейн, и даже своя метеостанция, а также обсерватория с центром управления полетами космонавтов.
Каждое занятие проводится с компьютерной поддержкой. Многие задания предлагается выполнить на компьютере. Есть специальные задания, включающие в себя элементы программирования.
Основной задачей при создании проектов с элементами программирования является воплощение идеи, замысла своего творческого проекта. Высоко ценится новизна и собственный творческий подход.
Если у кого-то появится желание поближе познакомиться с работой группы "ШСМ-чик", можно посмотреть страничку в Интернете, посвященную этой теме на нашем сайте ЗПМСЦ.
Тел.: 538-50-22, тел./факс: 538-50-20
Приложение A
Примерные задания для детей, мотивированных к интеллектуальной деятельности, в возрасте от 6 до 10 лет
Приложение B
Тематическое планирование занятий в группе ШСМчик