MacSchool
Новости Почему Мак? Методика Работы учеников Макинтош SOS! Ссылки Об участниках
Нач. школа Информатика Математика Физика Языки

Вернуться к статье

Приложение

Примерные задания для детей, мотивированных к интеллектуальной деятельности, в возрасте от 6 до 10 лет

Эти задания были использованы на занятиях по комплексной развивающей программе в группе "ШСМ-чик" в Зеленоградском Психолого-медико-социальном Центре в 1999/2001 уч. году Мельченко И.В.

  1. Придумать как можно больше слов, подходящих по смыслу к описанию: (не менее 15 слов в каждом случае)
    до 10 баллов
  2. Назвать отличия между: (не менее 10 отличий в каждом случае)
    до 10 баллов
  3. Назвать общие признаки: (не менее 10 отличий в каждом случае)
    до 10 баллов
  4. Назови те мелкие движения, из которых состоят перечисленные ниже действия.
    Например: шить – брать, продевать, втыкать, протыкать, протаскивать, вытаскивать, натягивать, смотреть...
    Прыгать-____________________
    Варить-____________________
    Купать-____________________
    Читать-____________________
    Кушать-____________________
    Пылесосить-____________________
    Копать-____________________
    Умываться-____________________
    Ухаживать-____________________

  5. Загадка:

    Весной меня нет,
    Летом я высоко,
    Осенью я низко,
    А зимой – глубоко.

    (Ответ: Лист дерева)
    3 балла
  6. Ребята, внимательно послушайте (прочитайте) эти стихи:

    Говорят, работе – время
    А потехе только час.
    Учат, учат нас все время
    И сегодня и сейчас.
    Что такое это – время,
    И что значит слово час?

    Время движется вперед:
    День за днем за годом год,
    Никогда не устает,
    Никогда не отстает.
    Ох, беда нам со словами:
    Завтра в нынче перешло,
    И побыв сегодня с нами,
    Во вчера навек ушло.
    За минутками минутки
    Убегают без следа...
    Глядь! Уж пролетели сутки,
    Словно в щель ушла вода.
    Мы живем, а время мчится.
    “Стоп” нельзя ему сказать.
    Значит, нужно научиться
    Ни минутки не терять!

    Попробуйте объяснить, как вы понимаете те слова, которые подчеркнуты. Расскажите об этом.
    до 10 баллов
  7. Подумайте и скажите, как можно измерить 5-минутный интервал 1-минутными и 3-минутными песочными часами?
    Примечание.Задание дается после знакомства детей с разными видами часов.

    Ответ: 5 раз будут перевернуты минутные песочные часы или 1 раз пересыплется песок в 3-минутных часах и 2 раза в 1-минутных.

    А 9-минутный интервал, а 13?
    до 5 баллов
  8. Назовите слова, противоположные по значению данным (антонимы).
    Большой-____________________(Маленький)
    Взрослый-____________________(Детский)
    Веселый-____________________(Грустный)
    Быстрый-____________________(Медленный)
    Чистый-____________________(Грязный)
    Сладкий-____________________(Горький)
    Больной-____________________(Здоровый)
    Теплый-____________________(Холодный)
    Активный-____________________(Пассивный)
    Добрый-____________________(Злой)
    Смелый-____________________(Трусливый)
    Бодрый-____________________(Усталый, вялый)
    Сильный-____________________(Слабый)
    Светлый-____________________(Темный)
    Сытый-____________________(Голодный)
    в зависимости от количества слов
    до 10 баллов
  9. Ответьте на вопросы так, как вы думаете: Попытайтесь доказать свои рассуждения.
    до 10 баллов
  10. Почему мы видим разную окраску всего окружающего в разные части суток:
    голубого цвета в утренние часы,
    желтого – в дневные,
    серого – в вечерние
    и черного – в ночное время.
    Объясните. Если у вас есть свое мнение, докажите
    до 10 баллов
  11. К началу страницы

  12. Нарисуй прямоугольник, овал, квадрат и треугольник, расположив их так, чтобы треугольник был выше и правее квадрата, а прямоугольник был выше и левее треугольника. А овал левее квадрата. Сколько каких фигур получилось? Какая геометрическая фигура среди изображенных, по вашему мнению, является здесь лишней? Зачеркните ее.
  13. Упражнение на глазомер.
    Пытаемся на глаз определить размер и относительную величину 3-х прямоугольников.
    Какой из них больше (меньше) и на сколько мерок? Что будем считать меркой?

    Ответ: Мерка - квадрат. Один прямоугольник - 2 мерки, второй прямоугольник 3 мерки, 3-й прямоугольник - 4 мерки.
    до 10 баллов
  14. Подумайте над пословицей-поговоркой и напишите, что она означает, какой пример из жизни можно привести: в зависимости от количества объясненных поговорок
    до 10 баллов
  15. Отгадайте загадку.
    Сидели на скамеечке 4 девушки: Ольга, Наталья, Людмила и Оксана. Оксана сидела рядом с Ольгой, А Наталья была в синем платье. Людмила была в зеленом. Оксана была не последней. Красное платье Ольги хорошо сочеталось с синим платьем одной из подруг. Платья у девушек были красного, желтого, синего и зеленого цветов. Нарисуйте, в каком порядке сидели девушки, и какого цвета у них были платья.

    Если можно, дайте несколько вариантов правильных ответов.
    до 5 баллов
  16. Постарайтесь подобрать эпитеты (слова, определяющие качество предмета или объекта, ваше отношение к нему) к словам: Чем больше эпитетов подберете, тем выше балл.
    до 10 баллов
  17. Задача.
    На столе лежало 5 синих и 7 красных карандашей. Девочка взяла 6 карандашей. Взяла ли она хоть 1 красный карандаш?
    Докажите (Нарисуйте и объясните).
    до 5 баллов
  18. В следующих стихотворных строчках отыщите все притаившиеся глухие и звонкие согласные, посчитайте и запишите (назовите) их число.

    Рос цветочек золотистый,
    Стал он круглый и пушистый,
    Саша дунет, засмеется,
    Пух по ветру понесется.
    Там, куда упал султанчик,
    Будет новый одуванчик.

    Объясните значение подчеркнутого слова, подберите к нему похожие по значению слова.
    до 10 баллов
  19. Придумайте и нарисуйте дорожные знаки. Эти знаки относятся к категории "предупреждающие" и называются так: до 15 баллов
  20. Есть такой детский писатель - Николай Перумов. Он работает в жанре "фэнтези", то есть любит фантазировать, придумывать небывалые вещи.
    В его книгах есть такие животные: Попробуйте представить себе этих животных и опишите их. Можете нарисовать.
    до 15 баллов
  21. Есть такая скороговорка: Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать и выколпаковать…

    Как вы думаете, что означает подчеркнутое слово? И что с этим предметом надлежит сделать?

    до 5 баллов
  22. К началу страницы

  23. Посмотрите на схему:
    Догадайтесь, каких животных мы можем поместить в заштрихованную область нашей схемы. Докажите.
    Перечислите животных и напишите объяснение.
    до 10 баллов
  24. Напиши (перечисли) то, чего на свете не бывает. Докажи.
    до 15 баллов
  25. Прочитай народную английскую песенку в переводе С. Маршака "Гвоздь и подкова". Попробуй вставить пропущенные слова по смыслу самостоятельно.

    Гвоздь и подкова.

    Не было гвоздя -
    Подкова пропала.
    Не было подковы -
    Лошадь______________(Захромала).
    Лошадь _____________(захромала) -
    Командир убит.
    Конница разбита -
    Армия бежит.
    Враг вступает в город,
    Пленных не щадя,
    Оттого, что в кузнице
    Не было _________(гвоздя).

    до 5 баллов
  26. Прочитайте (послушайте) народную английскую песенку в переводе С. Маршака "Ключ".

    Ключ Вот вам ключ от королевства.
    В королевстве - город,
    А в городе - улица,
    А на улице есть двор.
    На дворе - высокий дом.
    В этом доме - спаленка.
    В спальне - колыбелька.
    В колыбельке - ландышей
    Полная корзина.
    Ландышей, ландышей
    Полная корзина!
    Ландыши - в корзине,
    Корзина - в колыбельке.
    Колыбелька - в спаленке.
    А спаленка - в доме.
    Дом стоит среди двора.
    Двор глядит на улицу.
    А улица - в городе,
    Город - в королевстве.
    Вот от королевства ключ,
    Ключ от королевства.

    Как ты это понимаешь это стихотворение?
    Объясни.

    за интересное объяснение до 5 баллов
  27. Попробуй подобрать как можно больше антонимов (слов, противоположных по значению) к словам: безмолвный (1), вольный (2).

    Ответы: 1 - говорливый, речистый, разговорчивый; 2 - запертый, закрытый, удерживаемый, арестованный, несвободный и т.п.
    до 10 баллов
  28. Подобрать синонимы (слова, похожие по значению, но разные по написанию) к слову: вольный (свободный, открытый и т.д.).
    до 5 баллов
  29. Проблемная сказка.

    Звон монет   Бедный дервиш уселся погреться около костра караванщика. Сам караванщик жарил на огне мясо. Дервиш достал кусок лепешки и тоже подержал его над огнем. Только он хотел съесть свою лепешку, как караванщик закричал:
    -- Стой, нечестивый оборванец! Будьте свидетелями, правоверные, -- обратился караванщик к сидящим вокруг, -- этот нищий украл запах моего мяса. Пусть платит.
      Правоверные согласились и дервиш стал развязывать кошелек. Но денег у него оставалось совсем мало. Как же заплатить жадному караванщику и оставить у себя деньги при свидетелях?

    Ответ
      Достал дервиш монеты, зажал в кулаке и поманил к себе караванщика. Когда тот подошел, дервиш поднес кулак к уху жадного торгаша и позвенел монетами. Потом громко сказал:
    -- Будьте свидетелями, правоверные. Мы в расчете. Я нюхал, как пахнет его мясо, а он слышал, как звенят мои деньги.
      Правоверные согласились, а дервиш, доев спокойно свою лепешку, продолжил путь.


    за интересный конец сказки до 5 баллов
    за правильную догадку до 10 баллов
  30. В русских (да и в иностранных) сказках есть устойчивые словосочетания, которые одинаково употребляются в разных сказках.
    Обычно (но не всегда) они пишутся через дефис (черточку). Например, душа-девица, красна-девица и т.д.
    У нас словосочетания рассыпались на отдельные половинки. Попробуйте их собрать.

    [черный, старый, скатерть, видимо, сапоги, шапка, соловей, ковер]
    [пень, разбойник, кот, самолет, невидимка, невидимо, скороходы, самобранка).

    до 5 баллов
  31. Есть 5 квадратов, выложенных с помощью спичек. Переложите три спички так, чтобы получилось три прямоугольника, и не осталось лишних спичек.

  32. Еще одна игра со спичками.
    Есть пять квадратов, выложенных из спичек. На них ушло 15 спичек.
    Переложи четыре спички так, чтобы в результате получилось четыре квадрата.

  33. К началу страницы

  34. Задача.
    У Кати был день рожденья. Вечером должны были прийти гости. Катя с мамой испекли торт и решили заранее порезать его на части, чтобы всем хватило по кусочку, включая Катю и маму. Мама разрезала торт пополам. Катя каждую половину разрезала еще раз пополам. Дальше резать было сложно - торт сыпался, крошился, и она отдала нож маме. Мама каждый кусочек торта разрезала еще на 3 одинаковые части.
    Сколько гостей должно было прийти к Кате? Объясните.

    до 5 баллов
  35. Задача.
    В семье Оли была традиция под Новый год класть под елку записки с желаниями для Деда Мороза (Договор у них с Дедом Морозом такой был!). Оля очень хотела получить одну вещь. Чтобы Дед Мороз сразу увидел ее желание, она не стала писать записку, а выложила желание под елкой из крупных цветных букв и пошла ужинать. Ее младшая сестра Вера, собираясь положить свою записку с желанием, пыталась прочесть слово, выложенное Олей, и случайно перепутала буквы. Вот, что увидел Дед Мороз: Н О А П И Н И
    Помогите ему разобраться и прочесть желание Оли.

    Правильный ответ: П И А Н И Н О
    до 5 баллов
  36. Разгадай изограф (какое слово зашифровано в этом изображении?).
    Ответ: ЯГОДА
    5 баллов
  37. Определим словом "бусина" любой член последовательности (цифру, букву, изображение). Из бусин составим цепочку.
    Например, такую:
    А теперь изобразите цепочку по следующему описанию:
    Вторая бусина в цепочке - красный квадрат, предпоследняя бусина в цепочке - колобок, слева от зеленого треугольника расположена бусина-яблоко, справа от колобка - цветок. Есть в этой цепочке и чашка. Всего в цепочке 6 бусин.
    Желаю успеха!
    Ответ:
    5 баллов
  38. Американских президентов выбирают только 1 раз в четыре года, да не в любой год, а в особенный...

    В какой именно год? Почему не через 5 лет или через 3? Попробуйте объяснить.
    за интересное объяснение до 5 баллов

    Ответ: в високосный год
  39. Найди закономерность в расстановке чисел в квадрате (6 х 6) и заполни пустые клетки.
    1 7 1316
    1922 283134
     4043 49 
    55   6770
    7376 8285 
    91  100103 
    Ответ: число + 3 = следующее число
    147101316
    192225283134
    374043464952
    555861646770
    737679828588
    919497100103106

  40. Словесная игра "Пятый - лишний".
    Ребенку зачитываются пять слов, четыре из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти "лишнее" слово и объяснить, почему оно "лишнее".

К началу страницы

Hosted by uCoz