Вернуться к статье
Приложение
Примерные задания для детей, мотивированных к интеллектуальной деятельности, в возрасте от 6 до 10 лет
Эти задания были использованы на занятиях по комплексной развивающей программе в группе "ШСМ-чик" в Зеленоградском Психолого-медико-социальном Центре в 1999/2001 уч. году Мельченко И.В.
- Придумать как можно больше слов, подходящих по смыслу к описанию:
- маленький, пушистый, белый;
- круглый, синий, сладкий.
(не менее 15 слов в каждом случае)
до 10 баллов
- Назвать отличия между:
- шкафом и телевизором;
- книгой и тумбочкой;
- веником и лопатой;
- горошиной и мячиком;
- селедкой и помидором;
- магнитофоном и собакой;
- звонком и карандашом;
- самолетом и птицей;
- чернильницей и столом.
(не менее 10 отличий в каждом случае)
до 10 баллов
- Назвать общие признаки:
- шкафа и телевизора;
- книги и тумбочки;
- веника и лопаты;
- горошины и мячика;
- селедки и помидора;
- магнитофона и собаки;
- звонка и карандаша;
- самолета и птицы;
- чернильницы и стола.
(не менее 10 отличий в каждом случае)
до 10 баллов
- Назови те мелкие движения, из которых состоят перечисленные ниже действия.
Например: шить – брать, продевать, втыкать, протыкать, протаскивать, вытаскивать, натягивать, смотреть...
Прыгать | - | ____________________ |
Варить | - | ____________________ |
Купать | - | ____________________ |
Читать | - | ____________________ |
Кушать | - | ____________________ |
Пылесосить | - | ____________________ |
Копать | - | ____________________ |
Умываться | - | ____________________ |
Ухаживать | - | ____________________ |
- Загадка:
Весной меня нет,
Летом я высоко,
Осенью я низко,
А зимой – глубоко.
(Ответ: Лист дерева)
3 балла
- Ребята, внимательно послушайте (прочитайте) эти стихи:
Говорят, работе – время
А потехе только час.
Учат, учат нас все время
И сегодня и сейчас.
Что такое это – время,
И что значит слово час?
Время движется вперед:
День за днем за годом год,
Никогда не устает,
Никогда не отстает.
Ох, беда нам со словами:
Завтра в нынче перешло,
И побыв сегодня с нами,
Во вчера навек ушло.
За минутками минутки
Убегают без следа...
Глядь! Уж пролетели сутки,
Словно в щель ушла вода.
Мы живем, а время мчится.
“Стоп” нельзя ему сказать.
Значит, нужно научиться
Ни минутки не терять!
Попробуйте объяснить, как вы понимаете те слова, которые подчеркнуты. Расскажите об этом.
до 10 баллов
- Подумайте и скажите, как можно измерить 5-минутный интервал 1-минутными и 3-минутными песочными часами?
Примечание.Задание дается после знакомства детей с разными видами часов.
Ответ: 5 раз будут перевернуты минутные песочные часы или 1 раз пересыплется песок в 3-минутных часах и 2 раза в 1-минутных.
А 9-минутный интервал, а 13?
до 5 баллов
- Назовите слова, противоположные по значению данным (антонимы).
Большой | - | ____________________ | (Маленький) |
Взрослый | - | ____________________ | (Детский) |
Веселый | - | ____________________ | (Грустный) |
Быстрый | - | ____________________ | (Медленный) |
Чистый | - | ____________________ | (Грязный) |
Сладкий | - | ____________________ | (Горький) |
Больной | - | ____________________ | (Здоровый) |
Теплый | - | ____________________ | (Холодный) |
Активный | - | ____________________ | (Пассивный) |
Добрый | - | ____________________ | (Злой) |
Смелый | - | ____________________ | (Трусливый) |
Бодрый | - | ____________________ | (Усталый, вялый) |
Сильный | - | ____________________ | (Слабый) |
Светлый | - | ____________________ | (Темный) |
Сытый | - | ____________________ | (Голодный) |
в зависимости от количества слов
до 10 баллов
- Ответьте на вопросы так, как вы думаете:
- Почему бывает день и ночь?
- Сколько времени занимают разные части суток.
- Почему эта длительность разная в разное время года.
Попытайтесь доказать свои рассуждения.
до 10 баллов
-
Почему мы видим разную окраску всего окружающего в разные части суток:
голубого цвета в утренние часы,
желтого – в дневные,
серого – в вечерние
и черного – в ночное время.
Объясните. Если у вас есть свое мнение, докажите
до 10 баллов
К началу страницы
- Нарисуй прямоугольник, овал, квадрат и треугольник, расположив их так, чтобы треугольник был выше и правее квадрата, а прямоугольник был выше и левее треугольника. А овал левее квадрата. Сколько каких фигур получилось? Какая геометрическая фигура среди изображенных, по вашему мнению, является здесь лишней? Зачеркните ее.
- Упражнение на глазомер.
Пытаемся на глаз определить размер и относительную величину 3-х прямоугольников.
Какой из них больше (меньше) и на сколько мерок? Что будем считать меркой?
Ответ: Мерка - квадрат. Один прямоугольник - 2 мерки, второй прямоугольник 3 мерки, 3-й прямоугольник - 4 мерки.
до 10 баллов
- Подумайте над пословицей-поговоркой и напишите, что она означает, какой пример из жизни можно привести:
- Ум хорошо, а два лучше.
- На вкус, да на цвет - товарищей нет.
- Волков бояться - в лес не ходить.
- Дружба - дружбой, а служба - службой.
- Первый блин всегда комом.
- Цыплят по осени считают.
- Правда в огне не горит и в воде не тонет.
- Семь раз отмерь, один - отрежь.
- На сердитых воду возят.
- Тише едешь - дальше будешь.
- Поспешишь - людей насмешишь.
в зависимости от количества объясненных поговорок
до 10 баллов
- Отгадайте загадку.
Сидели на скамеечке 4 девушки: Ольга, Наталья, Людмила и Оксана. Оксана сидела рядом с Ольгой, А Наталья была в синем платье. Людмила была в зеленом. Оксана была не последней. Красное платье Ольги хорошо сочеталось с синим платьем одной из подруг. Платья у девушек были красного, желтого, синего и зеленого цветов. Нарисуйте, в каком порядке сидели девушки, и какого цвета у них были платья.
Если можно, дайте несколько вариантов правильных ответов.
до 5 баллов
- Постарайтесь подобрать эпитеты (слова, определяющие качество предмета или объекта, ваше отношение к нему) к словам:
- Мамочка (какая?);
- Котенок (какой?);
- Учительница (какая?);
- Дерево (какое?);
- Дорога (какая?);
- Одежда (какая?);
- Тетрадь (какая?);
- Вода (какая?).
Чем больше эпитетов подберете, тем выше балл.
до 10 баллов
- Задача.
На столе лежало 5 синих и 7 красных карандашей. Девочка взяла 6 карандашей. Взяла ли она хоть 1 красный карандаш?
Докажите (Нарисуйте и объясните).
до 5 баллов
- В следующих стихотворных строчках отыщите все притаившиеся глухие и звонкие согласные, посчитайте и запишите (назовите) их число.
Рос цветочек золотистый,
Стал он круглый и пушистый,
Саша дунет, засмеется,
Пух по ветру понесется.
Там, куда упал султанчик,
Будет новый одуванчик.
Объясните значение подчеркнутого слова, подберите к нему похожие по значению слова.
до 10 баллов
- Придумайте и нарисуйте дорожные знаки. Эти знаки относятся к категории "предупреждающие" и называются так:
- "Осторожно: глухие старушки";
- "Осторожно: низко летящие кометы";
- "Осторожно: жидкий асфальт";
- "Осторожно: злые террористы";
- "Осторожно: неприятные запахи".
до 15 баллов
- Есть такой детский писатель - Николай Перумов. Он работает в жанре "фэнтези", то есть любит фантазировать, придумывать небывалые вещи.
В его книгах есть такие животные:
- рузарх;
- вислюга;
- косоглот;
- хоботяра;
- папридой
Попробуйте представить себе этих животных и опишите их. Можете нарисовать.
до 15 баллов
- Есть такая скороговорка: Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать и выколпаковать…
Как вы думаете, что означает подчеркнутое слово? И что с этим предметом надлежит сделать?
до 5 баллов
К началу страницы
- Посмотрите на схему:
Догадайтесь, каких животных мы можем поместить в заштрихованную область нашей схемы. Докажите.
Перечислите животных и напишите объяснение.
до 10 баллов
- Напиши (перечисли) то, чего на свете не бывает. Докажи.
до 15 баллов
- Прочитай народную английскую песенку в переводе С. Маршака "Гвоздь и подкова". Попробуй вставить пропущенные слова по смыслу самостоятельно.
Гвоздь и подкова.
Не было гвоздя -
Подкова пропала.
Не было подковы -
Лошадь______________(Захромала).
Лошадь _____________(захромала) -
Командир убит.
Конница разбита -
Армия бежит.
Враг вступает в город,
Пленных не щадя,
Оттого, что в кузнице
Не было _________(гвоздя).
до 5 баллов
- Прочитайте (послушайте) народную английскую песенку в переводе С. Маршака "Ключ".
Ключ
Вот вам ключ от королевства.
В королевстве - город,
А в городе - улица,
А на улице есть двор.
На дворе - высокий дом.
В этом доме - спаленка.
В спальне - колыбелька.
В колыбельке - ландышей
Полная корзина.
Ландышей, ландышей
Полная корзина!
Ландыши - в корзине,
Корзина - в колыбельке.
Колыбелька - в спаленке.
А спаленка - в доме.
Дом стоит среди двора.
Двор глядит на улицу.
А улица - в городе,
Город - в королевстве.
Вот от королевства ключ,
Ключ от королевства.
Как ты это понимаешь это стихотворение?
Объясни.
за интересное объяснение до 5 баллов
- Попробуй подобрать как можно больше антонимов (слов, противоположных по значению) к словам: безмолвный (1), вольный (2).
Ответы: 1 - говорливый, речистый, разговорчивый; 2 - запертый, закрытый, удерживаемый, арестованный, несвободный и т.п.
до 10 баллов
- Подобрать синонимы (слова, похожие по значению, но разные по написанию) к слову: вольный (свободный, открытый и т.д.).
до 5 баллов
- Проблемная сказка.
Звон монет
Бедный дервиш уселся погреться около костра караванщика. Сам караванщик жарил на огне мясо. Дервиш достал кусок лепешки и тоже подержал его над огнем. Только он хотел съесть свою лепешку, как караванщик закричал:
-- Стой, нечестивый оборванец! Будьте свидетелями, правоверные, -- обратился караванщик к сидящим вокруг, -- этот нищий украл запах моего мяса. Пусть платит.
Правоверные согласились и дервиш стал развязывать кошелек. Но денег у него оставалось совсем мало. Как же заплатить жадному караванщику и оставить у себя деньги при свидетелях?
Ответ
Достал дервиш монеты, зажал в кулаке и поманил к себе караванщика. Когда тот подошел, дервиш поднес кулак к уху жадного торгаша и позвенел монетами. Потом громко сказал:
-- Будьте свидетелями, правоверные. Мы в расчете. Я нюхал, как пахнет его мясо, а он слышал, как звенят мои деньги.
Правоверные согласились, а дервиш, доев спокойно свою лепешку, продолжил путь.
за интересный конец сказки до 5 баллов
за правильную догадку до 10 баллов
- В русских (да и в иностранных) сказках есть устойчивые словосочетания, которые одинаково употребляются в разных сказках.
Обычно (но не всегда) они пишутся через дефис (черточку). Например, душа-девица, красна-девица и т.д.
У нас словосочетания рассыпались на отдельные половинки. Попробуйте их собрать.
[черный, старый, скатерть, видимо, сапоги, шапка, соловей, ковер]
[пень, разбойник, кот, самолет, невидимка, невидимо, скороходы, самобранка).
до 5 баллов
- Есть 5 квадратов, выложенных с помощью спичек. Переложите три спички так, чтобы получилось три прямоугольника, и не осталось лишних спичек.
- Еще одна игра со спичками.
Есть пять квадратов, выложенных из спичек. На них ушло 15 спичек.
Переложи четыре спички так, чтобы в результате получилось четыре квадрата.
К началу страницы
- Задача.
У Кати был день рожденья. Вечером должны были прийти гости. Катя с мамой испекли торт и решили заранее порезать его на части, чтобы всем хватило по кусочку, включая Катю и маму. Мама разрезала торт пополам. Катя каждую половину разрезала еще раз пополам. Дальше резать было сложно - торт сыпался, крошился, и она отдала нож маме. Мама каждый кусочек торта разрезала еще на 3 одинаковые части.
Сколько гостей должно было прийти к Кате? Объясните.
до 5 баллов
- Задача.
В семье Оли была традиция под Новый год класть под елку записки с желаниями для Деда Мороза (Договор у них с Дедом Морозом такой был!). Оля очень хотела получить одну вещь. Чтобы Дед Мороз сразу увидел ее желание, она не стала писать записку, а выложила желание под елкой из крупных цветных букв и пошла ужинать. Ее младшая сестра Вера, собираясь положить свою записку с желанием, пыталась прочесть слово, выложенное Олей, и случайно перепутала буквы. Вот, что увидел Дед Мороз: Н О А П И Н И
Помогите ему разобраться и прочесть желание Оли.
Правильный ответ: П И А Н И Н О
до 5 баллов
- Разгадай изограф (какое слово зашифровано в этом изображении?).
Ответ: ЯГОДА
5 баллов
- Определим словом "бусина" любой член последовательности (цифру, букву, изображение). Из бусин составим цепочку.
Например, такую:
А теперь изобразите цепочку по следующему описанию:
Вторая бусина в цепочке - красный квадрат, предпоследняя бусина в цепочке - колобок, слева от зеленого треугольника расположена бусина-яблоко, справа от колобка - цветок. Есть в этой цепочке и чашка. Всего в цепочке 6 бусин.
Желаю успеха!
Ответ:
5 баллов
- Американских президентов выбирают только 1 раз в четыре года, да не в любой год, а в особенный...
В какой именно год? Почему не через 5 лет или через 3? Попробуйте объяснить.
за интересное объяснение до 5 баллов
Ответ: в високосный год
- Найди закономерность в расстановке чисел в квадрате (6 х 6) и заполни пустые клетки.
1 | | 7 | | 13 | 16 |
19 | 22 | | 28 | 31 | 34 |
| 40 | 43 | | 49 | |
55 | | | | 67 | 70 |
73 | 76 | | 82 | 85 | |
91 | | | 100 | 103 | |
Ответ: число + 3 = следующее число
1 | 4 | 7 | 10 | 13 | 16 |
19 | 22 | 25 | 28 | 31 | 34 |
37 | 40 | 43 | 46 | 49 | 52 |
55 | 58 | 61 | 64 | 67 | 70 |
73 | 76 | 79 | 82 | 85 | 88 |
91 | 94 | 97 | 100 | 103 | 106 |
- Словесная игра "Пятый - лишний".
Ребенку зачитываются пять слов, четыре из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти "лишнее" слово и объяснить, почему оно "лишнее".
- матрешка, метла, магазин, неваляшка, машина (буква "М");
- матрешка, пирамидка, кастрюля, карандаш, бревно (материал - древесина);
- матрешка, кукла, машина, пирамидка, табуретка (игрушки).
К началу страницы