К достоинствам проделанной работы следует отнести закупку качественных кабельных изделий фирмы RiT и обоснованное предположение о соответствии стандартам на 100 Мб/с сеть Ethernet двух из трех систем.
Предположение основано на проведенных частным образом проверках.
В то же время, выявлен ряд серьезных недостатков.
Нарушено требование о прокладке кабелей в коробах с двойным запасом
На всех объектах использованы мелкие короба, которые не просто полностью забиты, но в ряде мест даже стянуты хомутами. На центральных участках рядом уложено два до отказа забитых кабелями мелких короба, хотя разумнее было бы ожидать один, но соответствующего сечения.
Такой монтаж полностью исключает возможность расширения и эксплуатации кабельной системы, предусмотренный согласованным летом 2001 года проектным решением. Дальнейшие этапы развития информационного обеспечения этих школ, запланированные последующими проектами, оказываются под вопросом, т.к потребуют непредусмотренного ранее финансирования.
Вопреки договоренности, установлены монтажные стойки только с передним креплением, причем в данной модификации установка дополнительно задней опорной рамы невозможна
Это препятствует планам наполнения этих стоек активным информационным оборудованием, требующим и передней, и задней опоры (серверы, блоки бесперебойного питания, концентраторы и др.).
В стойку не установлена 5-6 розеточная панель электропитания. Это потребует учесть ее стоимость в последующих проектах, если удастся решить вопрос с заменой стойки.
Объем монтажных работ снижен в 4 раза относительно начальных договоренностей
В летних сметах везде фигурировало 40 двухпортовых розеток (т.е. в 40 помещениях по розетке с 2-мя подводами).
Перед началом монтажных работ Подрядчик утверждал, что они имели ввиду 40 линий, а значит 20 двухпортовых розеток.
В результате установлено 20 розеток, но с одним подведенным кабелем.
В сочетании с невозможностью добавить недостающие кабели в короба это означает необходимость повторного финансирования строительно-монтажных работ или ограничение планов развития информационного обеспечения этих школ рамками возможного в данных условиях.
Установку 20 розеток Подрядчик мотивал тем, что невозможно дотянуться до 40 помещений в рамках оговоренного ограничения 90 метров. Эти доводы несостоятельны, т.к. во всех школах эскизный проект под моим руководством делали сами учителя информатики Кутукова, Крекин, Горкунова и 90-метровое ограничение учитывали.
Кстати, разработка проекта в смету тоже была включена, но пока единственные схемы, которые мы видели, сделаны самостоятельно в школах, причем в школе 1874 монтаж не соответствует эскизному проекту Кутуковой.
Нарушено требование о прокладке трасс в труднодоступных для учащихся местах в школе 1874
Это создает серьезный риск нарушения целостности этих трасс при эксплуатации.
Отсутствие у Подрядчика приборов, позволяющих проводить измерение трасс на соответствие стандартам, и отсутствие навыка измерений у сотрудников.
Измерения, которые все же проводились по инициативе школ с помощью третьих лиц, выявили не только ошибки монтажа, что нормально, но и незнание Подрядчиком некоторых правил, в частности, длины допустимого расплетания витых пар при их разделке.
Низкая культура монтажная работ
К уже изложенным фактам можно добавить, что организация работ противоречит общепринятым нормам, в соответствии с которыми сначала разрабатывается и согласуется проект работ, после чего Подрядчик приступает к его реализации. В данном случае работы велись не только без утвержденного проекта, но и без малейшего представления о составе оборудования и работ сотрудниками школ.
По окончании монтажных работ обычно Заказчику предоставляется вся эксплуатационная документация (монтажные и электрические схемы, паспорта и инструкции по эксплуатации установленных изделий, схемы маркировки проводов и др.). В данном случае Подрядчик проявил незаурядные усилия для подписания актов о завершении работ, не предоставив ничего.
Оборудование в стойках монтируется либо пластиковыми хомутами для кабельных жгутов, либо стандартными винтами вместо специальных стоечных комплектов гаек и винтов. При типичной организации работ закупается комплект гаек и винтов для крепежа предусмотренных проектом изделий, а остаток передается Заказчику для крепежа других узлов.
При создании монтажных отверстий отсутствуют запасы для замены или добавления проводов.
Трассы формируются без учета удобства их обслуживания и эксплуатации, что наиболее ярко видно по реализации в целом в школе 1874 и подводу общего жгута к центральному коммутационному узлу в школе 1941.
Ряд недостатков, которые можно отнести к данной категории, имеет место в школе 1874, но не отмечен (или не замечен) в школе 1941, что позволяет надеяться на учет неудачного опыта Подрядчиком на следующих объектах:
Подрядчик уклоняется от сертификации смонтированных кабельных систем
Все серьезные производители кабельного оборудования при качественном монтаже их оборудования проводят сертификацию готовой кабельной системы по результатам измерений и дают гарантию на свое оборудование от 15 до 25 лет. Однако Подрядчик ссылается на то, что у него есть отечественные сертификаты и он дает годовую гарантию, предусмотренную "Законом о потребителе".
Фирма RiT, оборудование которой было закуплено, заинтересовано относится к школьному проекту и готово дать гарантии на 20 лет для сертифицированных систем.
Технический директор ее российского представительства лично приехал в школу 1874 для ознакомления с ходом работ. Он помог выявить недостатки монтажа представителю Подрядчика и сообщил все условия сертификации смонтированных кабельных систем:
Сертификация кабельной системы означает минимальную гарантию ее работоспособности Без проведения сертификации мы можем, затратив столько сил, средств и времени, получить "кота в мешке", так как предлагаемая Подрядчиком схема проверки ничего не гарантирует. Издержки на это - аренда прибора для измерения каждой школьной СКС, учитывая отсутствие его у Подрядчика.
М. Кушнир
02.04.2002