Современные информационные технологии (ИТ) открывают возможности создания принципиально новых способов организации образовательного процесса и управления им. В то же время, необходимо разработать и создать эффективные модели и сетевой, и образовательной инфраструктур, механизмы перехода к новым технологиям. Таким образом, с одной стороны, существует огромный потенциал, который нельзя не использовать, а с другой стороны, для его реализации необходимы определенные технические, финансовые, методические и технологические ресурсы.
В настоящее время в Москве по собственной инициативе сложилась группа из 10 школ, учителя информатики и ИТ которых тесно взаимодействуют. При этом их школы разбросаны почти по всем административным округам, что затрудняет непосредственное общение. Поэтому свое неформальное объединение они назвали "Дистанционная кафедра (ДК)". Все школы, в которых работают члены ДК, ведут активную экспериментальную работу в городских проектах.
В настоящее время ДК выступила с инициативой создать на базе их школ полигон для отработки сетевого взаимодействия школ в различных аспектах с целью дальнейшего использования полученного опыта для разработки и создания более разветвленных сетевых структур вплоть до корпоративной образовательной сети города Москвы. Создание корпоративной сети позволит более эффективно использовать внешние по отношению к образованию ресурсы, минимизировать затраты на сопровождение и развитие созданной структуры. В то же время, корпоративный ресурс требует создания технической службы для его сопровождения и развития. Соответственно, в рамках пилотного проекта должны быть выявлены основные проблемы и варианты организации такой службы.
Важной предпосылкой успешности начинания ДК может служить их более высокая готовность к новым технологиям, чем в большинстве других школ, что, как известно из опыта, является одним из важнейших факторов внедрения ИТ. В процессе вызревания идея пилотного проекта обсуждалась и получила поддержку в российских представительствах фирм Novell и Apple.
Данный проект может быть особенно актуален в связи с реализацией программы подключения всех школ города Москвы к глобальной сети Интернет быстрыми каналами связи. Его реализация позволит вовремя предвидеть следующие этапы работ в этом направлении.
Примечание
Сегодня бурно развивается компьютерная телефония. С другой стороны, обеспечение школ телефонами представляет серьезную проблему. Предполагая наличие у школ быстрого канала, можно в рамках данного проекта отработать и технологию создания корпоративной телефонной сети. Учитывая возможности современных офисных АТС и тенденции развития ИТ по пути интеграции компьютерных, проводных и беспроводных (сотовых) решений телефонии, пейджерных и других информационных услуг, своевременная проработка этих возможностей позволит Московскому образованию быстрее выйти на передовые рубежи ИТ.
Примечание по компьютерной телефонии
Выбор конкретного технического решения по интеграции компьютерных и телефонных межшкольных сетей можно предусмотреть как еще одну задачу 1-го этапа.
Type | OS | Q-ty | P-III | RAM | HDD | Monitor |
---|---|---|---|---|---|---|
Server (rack mount) | NetWare 6 | 12 | 2 | 1Gb | 2*36Gb U-SCSI | 15" |
Admin WS | Windows XP | 10 | 1 | 256 Kb | 10Gb IDE | 17" |
On-line UPS | 3000 KVA | 11 | rack-mount w/server link software (Liebert?) | |||
Streamer | w/Backup SW | 12 | with tapes set (DAT-?) | |||
Network laser printer | 10/100 Mbps | 10 | with duplex module and 2 toners set (HP4100n ?) | |||
Network switch | 10/100 Mbps | 12 | 20-30 ports |
Примечание по компьютерной телефонии
Для отработки технологии создания корпоративной телефонной сети нужно:
Можно исходить из 2-4 телефонных номеров на школу. Тогда нужно в рамках пилотного проекта 20-40 номеров. О них нужно договариваться или с каким-то учреждением в образовании, имеющим офисную АТС, которая может работать с компьютероными сетями, или с провайдерами услуг телефонной связи, например, МТУ-Информ или МГТС.
Возможен вариант более глубокой проработки проблемы телефонизации образования в свете все более активного использования сетевых ИТ. В этом случае необходимо приобрести современную офисную АТС и отработать технологию ее администрирования совместно с администрированием компьютерной сети.
Cоставитель текста
Михаил Эдуардович Кушнир,
руководитель ИВЦ гимназии №45
апрель 2002 года