Пилотный проект межшкольной сети

Введение

Современные информационные технологии (ИТ) открывают возможности создания принципиально новых способов организации образовательного процесса и управления им. В то же время, необходимо разработать и создать эффективные модели и сетевой, и образовательной инфраструктур, механизмы перехода к новым технологиям. Таким образом, с одной стороны, существует огромный потенциал, который нельзя не использовать, а с другой стороны, для его реализации необходимы определенные технические, финансовые, методические и технологические ресурсы.

В настоящее время в Москве по собственной инициативе сложилась группа из 10 школ, учителя информатики и ИТ которых тесно взаимодействуют. При этом их школы разбросаны почти по всем административным округам, что затрудняет непосредственное общение. Поэтому свое неформальное объединение они назвали "Дистанционная кафедра (ДК)". Все школы, в которых работают члены ДК, ведут активную экспериментальную работу в городских проектах.

В настоящее время ДК выступила с инициативой создать на базе их школ полигон для отработки сетевого взаимодействия школ в различных аспектах с целью дальнейшего использования полученного опыта для разработки и создания более разветвленных сетевых структур вплоть до корпоративной образовательной сети города Москвы. Создание корпоративной сети позволит более эффективно использовать внешние по отношению к образованию ресурсы, минимизировать затраты на сопровождение и развитие созданной структуры. В то же время, корпоративный ресурс требует создания технической службы для его сопровождения и развития. Соответственно, в рамках пилотного проекта должны быть выявлены основные проблемы и варианты организации такой службы.

Важной предпосылкой успешности начинания ДК может служить их более высокая готовность к новым технологиям, чем в большинстве других школ, что, как известно из опыта, является одним из важнейших факторов внедрения ИТ. В процессе вызревания идея пилотного проекта обсуждалась и получила поддержку в российских представительствах фирм Novell и Apple.

Данный проект может быть особенно актуален в связи с реализацией программы подключения всех школ города Москвы к глобальной сети Интернет быстрыми каналами связи. Его реализация позволит вовремя предвидеть следующие этапы работ в этом направлении.

Примечание
Сегодня бурно развивается компьютерная телефония. С другой стороны, обеспечение школ телефонами представляет серьезную проблему. Предполагая наличие у школ быстрого канала, можно в рамках данного проекта отработать и технологию создания корпоративной телефонной сети. Учитывая возможности современных офисных АТС и тенденции развития ИТ по пути интеграции компьютерных, проводных и беспроводных (сотовых) решений телефонии, пейджерных и других информационных услуг, своевременная проработка этих возможностей позволит Московскому образованию быстрее выйти на передовые рубежи ИТ.

Цели пилотного проекта

  1. Разработка, внедрение и развитие технологий взаимодействия учителей и учебных заведений с помощью глобальной вычислительной сети на базе волоконно-оптических линий связи (ВОЛС).
  2. Консолидация усилий учителей по решению организационных, технических и методических проблем, возникающих при внедрении ИТ.
  3. Создание общедоступных информационных ресурсов по решенным, решаемым и нерешенным проблемам, с которыми столкнулись участники в процессе работы.

Участники

  1. Гимназия №45 - ЮЗАО
  2. Школа № 1941 - ЗАО
  3. Школа № 1745 - СЗАО
  4. Школа № 1874 - СЗАО
  5. Гимназия №1756 - САО
  6. Школа №758 - СВАО
  7. Школа №415 - ЮВАО
  8. Школа №518 - ЦАО
  9. Центр по работе с одаренными детьми (Школа Сильного Мышления) - Зеленоград

Задачи 1-го этапа

  1. Разработка и запуск в эксплуатацию технических средств:
  2. Разработка и отладка технологии администрирования корпоративной сети и ЛВС школ
  3. Обучение работе с сетью и ее администрированию ответственных сотрудников школ
  4. Разработка корпоративного сайта - портала пилотного проекта
  5. Отработка безопасной технологии распределенного доступа к сайту для просмотра и наполнения

Примечание по компьютерной телефонии
Выбор конкретного технического решения по интеграции компьютерных и телефонных межшкольных сетей можно предусмотреть как еще одну задачу 1-го этапа.

Спецификация

Type OS Q-ty P-III RAM HDD Monitor
Server (rack mount) NetWare 6 12 2 1Gb 2*36Gb U-SCSI 15"
Admin WS Windows XP 10 1 256 Kb 10Gb IDE 17"
On-line UPS 3000 KVA 11 rack-mount w/server link software (Liebert?)
Streamer w/Backup SW 12 with tapes set (DAT-?)
Network laser printer 10/100 Mbps 10 with duplex module and 2 toners set (HP4100n ?)
Network switch 10/100 Mbps 12 20-30 ports

Примечание по компьютерной телефонии
Для отработки технологии создания корпоративной телефонной сети нужно:

Можно исходить из 2-4 телефонных номеров на школу. Тогда нужно в рамках пилотного проекта 20-40 номеров. О них нужно договариваться или с каким-то учреждением в образовании, имеющим офисную АТС, которая может работать с компьютероными сетями, или с провайдерами услуг телефонной связи, например, МТУ-Информ или МГТС.

Возможен вариант более глубокой проработки проблемы телефонизации образования в свете все более активного использования сетевых ИТ. В этом случае необходимо приобрести современную офисную АТС и отработать технологию ее администрирования совместно с администрированием компьютерной сети.

Cоставитель текста
Михаил Эдуардович Кушнир,
руководитель ИВЦ гимназии №45

апрель 2002 года

Hosted by uCoz