MacSchool
Новости Почему Мак? Методика Работы учеников Макинтош SOS! Ссылки Об участниках
Нач. школа Информатика Математика Физика Языки

Ирина Михайловна Горкунова

Базовый модуль №1
Информация и информационные процессы

К содержанию

Урок №9. Понятие о системе и процессе

Цель: Получить представление о системе и процессе. Получить представление об объектах-инструментах и объектах-продуктах.

При проведении исследования, чтобы понять, как действует объект, необходимо рассмотреть его во взаимосвязи с окружающим миром, возможно, представить его состоящим из более простых объектов.

Пример: велосипед при покупке — цельный объект с определенными характеристиками.

Велосипед при ремонте — множество разных деталей

Система — совокупность взаимосвязанных между собой объектов.

Составные части системы называются элементами или компонентами.

? Назовите понятия, близкие к понятию СИСТЕМА. (организация, порядок, устройство)

? Назовите понятия, противоположные по смыслу … (хаос, путаница, беспорядок)

В системе важно выделить объекты, описать их свойства, понять и указать связи между каждым объектом системы.

? Приведите примеры объектов, которые в одних условиях воспринимаются как один объект, а в других — как система объектов.

Системы бывают материальные, нематериальные и смешанные.

Примеры материальных систем: человек, книга, велосипед

Примеры нематериальных: человеческий язык, биология

Пример смешанных: школьная система (она включает в себя материальнные: учебники, здание,… и нематериальные: расписание уроков, изучаемые темы…)

Главное свойство любой системы — это "возникновение системного эффекта" или "принцип эмерджентности". Он заключается в том, что при объединении элементов в систему у системы появляются новые свойства, которыми не обладал ни один из элементов в отдельности. Другая формулировка принципа эмерджентности: целое — больше суммы своих частей.

Пример: велосипед, самолет. Если отнять у этой системы какой-то элемент: колесо, руль, крыло, то вся система развалится. Самолет не сможет летать, велосипед — ездить.

Пример 2: Мозаика.

Объекты могут взаимодействовать друг с другом. Тогда они могут изменять свои свойства, состояния.

Состояние объекта — результат выполнения объектом активного или пассивного действия.

Если происходит смена состояний объекта, то в этом случае можно говорить о процессе.

Процесс — последовательная смена состояний объекта в результате произведенных действий.

ОБЪЕКТ (состояние 1)ДЕЙСТВИЕОБЪЕКТ (состояние 2)

Мяч (покой)удардвижение

? Приведите свои примеры.

В мире существует множество объектов. При взаимодействии они переходят из одного состояния в другое. При этом одни объекты выполняют активные действия — инструменты.

Объекты-инструменты воздействуют на другие объекты

Объекты-продукты — те объекты, которых получились благодаря воздействию на них объектов-инструментов.

Примеры объектов, которые можно рассмотреть в качестве систем: человек, дерево, дом, система обучения в школе (включает в себя в качестве элементов школу, учеников, учителей, учебники, тетради, школьные программы...), солнечная система, книга, стол, науки математика, физика..., человеческий язык.

Задача №1

Представьте себе перечисленные ниже объекты в виде системы взаимосвязанных элементов и перечислите эти элементы:

Гитара, часы, шуба

Веник, велосипед, зубная щетка, чайник

Телефон, телевизор

Пила, железная дорога, библиотека

Задача №2

Придумайте 2-3 объекта и представьте их как элементы некоторой системы. Назовите эту систему. (например: брюки, пиджак — костюм, колеса, кузов, кабина — грузовик).

Практические задания под ред. И. Семакина "Задачник - практикум"

(может быть использован компьютерный вариант ответов на вопросы)

Задача №3

Укажите (выберите из данного списка) элементы, входящие в состав системы "Обед", если смотреть на нее с точки зрения мамы и с точки зрения сына:

1 Стол 12 Мясорубка
2 Тарелки 13 Средство для мытья посуды
3 Котлета 14 Кулинарная книга
4 Кастрюля 15 Компот
5 Газовая плита 16 Скатерть
6 Вилка 17 Магазин
7 Разделочная доска 18 Водопровод
8 Суп 19 Холодильник
9 Ложка 20 Сушилка для посуды
10 Сковорода 21 Нож
11 Цены на продукты 22  

Вопросы:

  1. Что такое система? Приведите примеры.
  2. Что такое процесс? Приведите примеры.
  3. Что такое объект инструмент? Приведите примеры
  4. Что такое объект-продукт? Приведите примеры.

Практические задания А. Горячев, Ю. Шафрин "Информатика"

(может быть использован компьютерный вариант ответов на вопросы)

№1 Заполните таблицу, дав определение понятиям.

Понятие Определение
Объект  
Система  
Компьютер  

Для более глубокого изучения этой темы можно воспользоваться информацией

"Задачник — практикум" под ред И. Семакина 1999, том №1 раздел №2.

К началу страницы

Hosted by uCoz