Новости | Почему Мак? | Методика | Работы учеников | Макинтош | SOS! | Ссылки | Об участниках |
---|
Нач. школа | Информатика | Математика | Физика | Языки |
---|
Цель: Получить представление о системе и процессе. Получить представление об объектах-инструментах и объектах-продуктах.
При проведении исследования, чтобы понять, как действует объект, необходимо рассмотреть его во взаимосвязи с окружающим миром, возможно, представить его состоящим из более простых объектов.
Пример: велосипед при покупке — цельный объект с определенными характеристиками.
Велосипед при ремонте — множество разных деталей
Система — совокупность взаимосвязанных между собой объектов.
Составные части системы называются элементами или компонентами.
? Назовите понятия, близкие к понятию СИСТЕМА. (организация, порядок, устройство)
? Назовите понятия, противоположные по смыслу … (хаос, путаница, беспорядок)
В системе важно выделить объекты, описать их свойства, понять и указать связи между каждым объектом системы.
? Приведите примеры объектов, которые в одних условиях воспринимаются как один объект, а в других — как система объектов.
Системы бывают материальные, нематериальные и смешанные.
Примеры материальных систем: человек, книга, велосипед
Примеры нематериальных: человеческий язык, биология
Пример смешанных: школьная система (она включает в себя материальнные: учебники, здание,… и нематериальные: расписание уроков, изучаемые темы…)
Главное свойство любой системы — это "возникновение системного эффекта" или "принцип эмерджентности". Он заключается в том, что при объединении элементов в систему у системы появляются новые свойства, которыми не обладал ни один из элементов в отдельности. Другая формулировка принципа эмерджентности: целое — больше суммы своих частей.
Пример: велосипед, самолет. Если отнять у этой системы какой-то элемент: колесо, руль, крыло, то вся система развалится. Самолет не сможет летать, велосипед — ездить.
Пример 2: Мозаика.
Объекты могут взаимодействовать друг с другом. Тогда они могут изменять свои свойства, состояния.
Состояние объекта — результат выполнения объектом активного или пассивного действия.
Если происходит смена состояний объекта, то в этом случае можно говорить о процессе.
Процесс — последовательная смена состояний объекта в результате произведенных действий.
ОБЪЕКТ (состояние 1) | ДЕЙСТВИЕ | ОБЪЕКТ (состояние 2) |
---|---|---|
Мяч (покой) | удар | движение |
? Приведите свои примеры.
В мире существует множество объектов. При взаимодействии они переходят из одного состояния в другое. При этом одни объекты выполняют активные действия — инструменты.
Объекты-инструменты воздействуют на другие объекты
Объекты-продукты — те объекты, которых получились благодаря воздействию на них объектов-инструментов.
Примеры объектов, которые можно рассмотреть в качестве систем: человек, дерево, дом, система обучения в школе (включает в себя в качестве элементов школу, учеников, учителей, учебники, тетради, школьные программы...), солнечная система, книга, стол, науки математика, физика..., человеческий язык.
Задача №1
Представьте себе перечисленные ниже объекты в виде системы взаимосвязанных элементов и перечислите эти элементы:
Гитара, часы, шуба
Веник, велосипед, зубная щетка, чайник
Телефон, телевизор
Пила, железная дорога, библиотека
Задача №2
Придумайте 2-3 объекта и представьте их как элементы некоторой системы. Назовите эту систему. (например: брюки, пиджак — костюм, колеса, кузов, кабина — грузовик).
Практические задания под ред. И. Семакина "Задачник - практикум"
(может быть использован компьютерный вариант ответов на вопросы)
Задача №3
Укажите (выберите из данного списка) элементы, входящие в состав системы "Обед", если смотреть на нее с точки зрения мамы и с точки зрения сына:
1 | Стол | 12 | Мясорубка |
2 | Тарелки | 13 | Средство для мытья посуды |
3 | Котлета | 14 | Кулинарная книга |
4 | Кастрюля | 15 | Компот |
5 | Газовая плита | 16 | Скатерть |
6 | Вилка | 17 | Магазин |
7 | Разделочная доска | 18 | Водопровод |
8 | Суп | 19 | Холодильник |
9 | Ложка | 20 | Сушилка для посуды |
10 | Сковорода | 21 | Нож |
11 | Цены на продукты | 22 |
Практические задания А. Горячев, Ю. Шафрин "Информатика"
(может быть использован компьютерный вариант ответов на вопросы)
№1 Заполните таблицу, дав определение понятиям.
Понятие | Определение |
---|---|
Объект | |
Система | |
Компьютер |
Для более глубокого изучения этой темы можно воспользоваться информацией
"Задачник — практикум" под ред И. Семакина 1999, том №1 раздел №2.