Новости | Почему Мак? | Методика | Работы учеников | Макинтош | SOS! | Ссылки | Об участниках |
---|
Нач. школа | Информатика | Математика | Физика | Языки |
---|
Цель: Дать представление о информационных процессах. Уметь приводить примеры информационных процессов.
Далеко не все служит для Вас информацией. Это зависит от вашего интереса тому или иному сообщению. Только в том случае, когда некое сообщение принесло Вам что-то новое, можно говорить о получении информации. В остальных случаях сообщение сводится к простому набору данных.
(Данные — это результаты наблюдений над объектами и явлениями, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. Как только данные начинают использовать в каких-то практических целях, они превращаются в информацию.)
С какими глаголами наиболее часто употребляется слово ИНФОРМАЦИЯ?
(получить, продать, приобрести, использовать…)
Как человек воспринимает окружающий мир? (он получает информацию с помощью органов чувств)
Чтобы правильно ориентироваться в мире, он запоминает полученные сведения (хранит информацию)
В процессе достижения каких-либо целей человек принимает решения (обрабатывает информацию).
В процессе общения с другими людьми человек передает и принимает информацию.
Человек живет в мире информации. И на протяжении всей жизни участвует во всевозможных информационных процессах.
Действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами.
или
Процессы, связанные с получением, хранением, обработкой и передачей информации, называются информационными процессами.
Почему определенные растения зацветают в одно и то же время? Это тоже результат информационных процессов.
(клетки растений реагируют на изменение температуры, влажности, времени суток)
Т.е. можно выделить:
Все это - информационные процессы
? О каком информационном процессе идет речь (хранение, передача или обработка)
Вы пишите сочинение (передача)
Вы пишите диктант (передача)
Демонстрация мультфильма (передача)
Учебник по математике (хранение)
Текст задачи в учебнике (хранение)
Вы решаете задачу (обработка)
Решение, записанное в тетрадь (передача)
Радиопередача ( передача)
Если спилить дерево, то по кольцам можно определить сколько ему лет, дождливым или засушливым был каждый год его жизни. Следовательно дерево хранит информацию о своей жизни. Из желудя вырастает дубок, из пшеничного зерна - колос -> в семенах хранится информация о растениях.
Заучивая правила по математике или стихи, мы храним их в памяти. Расписание уроков в дневнике. Песню можно записать на магнитофонную ленту. Песня - тоже информация. Книги, газеты, журналы...
? Люди каких профессий получают деньги за хранение информации?
Устройства, на которых хранится информация называются информационными носителями.
Информация, необходимая для работы компьютера может быть записана на магнитнитных дисках.
Информацию нужно хранить так, чтобы ее легко было найти. Для этого люди придумали разные способы организации хранения информации.
Записная книжка, где в алфавитном порядке записаны имена друзей, телефонный справочник, энциклопедия.
Содержание, где перечислены названия всех глав книги и № стр.
Индекс: для облегчения поиска информации, особенно научной часто используют индекс. В индексе перечислены по алфавиту (опять алфавитное хранение) все основные понятия, которые есть в книге и указано в каких разделах и на каких страницах можно узнать о них.
Протокол Например спортивный т.е. записываем тех ребят по очереди которые пришли 1, 2,... и будет видно кто пришел к финишу первым, вторым...
Это разные способы хранения информации.
? 1 Какой способ используется для записи учеников в журнале?
2 Какой лучше применять для родительского собрания?
3 В расписании самолетов указано в какой город и время вылета.Как лучше расставить информацию, чтобы было удобно для пассажиров, покупающих билет, диспетчеру аэропорта?
Деятельность людей всегда была связана с передачей информации. Древний способ передачи - письмо, отправленное с гонцом. Разговаривая, мы передаем друг другу информацию. Люди придумали много устройств для передачи информации: телевизор, радио, телеграф, телефон, ЭВМ...
В передаче участвуют две стороны:
Например, учитель передает информацию ученикам. Учитель - источник. Ученик - приемник.
? Где источник и приемник информации:
вы читаете письмо (источник - письмо, приемник - вы)
звенит будильник (источник - будильник, приемник - я)
учитель пишет на доске (учитель - источник, доска - приемник)_
В африканских джунглях, в старину, важные новости передавали от одного племени к другому барабанным боем. Моряки иногда пользуются флажковой азбукой. Разговаривая, мы передаем друг другу информацию. Информация ЭВМ выводится на экран монитора - это тоже передача информации.
? Что такое источник и приемник?
С помощью каких органов чувств человек получает информацию? (5 органов)
Как человек выводит хранящуюся у него информацию ( действия его)
Передача не должна изменять информацию от источника к приемнику.
? Люди каких профессий получают деньги за передачу информации?
Очень часто при передаче информации возникают помехи. И тогда информация от источника к приемнику поступает в искаженном виде.
1 Радио и гроза Пете хотелось послушать любимую радиопередачу. Но на дворе бушевала гроза, сверкали молнии, гремел гром. Из репродуктора доносился треск, шум. Информация искажена. Нужно выключить радио, гроза создает помехи.
2 События в тридевятом королевстве. Король захотел казнить провинившегося слугу. Король продиктовал приказ:
Но перенося приказ на бумагу, королевский писарь ошибся, поставил запятую в другом месте.
И слуга был отпущен. Здесь видно как исказилась информация.
3 Путешествие вокруг света
"Дети капитана Гранта" Ж. Верна. К героям книги, от людей, потерпевших кораблекрушение попала информация - записка в бутылке, брошенной в море. Вода попала в бутылку, размыла часть слов и исказила информацию. Спасатели вынуждены были отправиться в кругосветное плавание и испытали немало бедствий.
Ошибки, возникающие при передаче информации бывают 3-х видов.
? К каким типам искажений вы отнесете эти три примера .
Человек перерабатывает информацию минимум на трех уровнях: физиологическом (с помощь органов чувств), на уровне рационального мышления, на уровне подсознания. Процесс обработки очень сложен.
Пример:
Шум двигателя автобуса изменился. Для водителя это может служить информацией о каких-то неполадках в двигателе.
По радио сообщили, что теннисный турнир выиграл Агасси. Если вы не интересуетесь теннисом, то объем информации для Вас равен нулю. Если интересуетесь, объем зависит от конкретной фамилии победителя.
В примере №1 шум двигателя — косвенный источник информации. Человек обращается к базе знаний, которая хранится в памяти. Если база знаний неполная (человек малообразован), достоверную информацию получить невозможно.
Примеры косвенных источников информации можно встретить в литературных произведениях: А. Конан Дойла, Г. К. Честертона, Э. По, Ж. Сименона, Агаты Кристи.
В романе Булгакова "Мастер и Маргарита" один из наиболее компетентных в области информатики персонажей (Фагот, он же Коровьев) подверг резкой критике "базу знаний" швейцара, который пытался не допустить в валютный магазин плохо одетых посетителей. Вывод Коровьева: костюм не может служить надежным источником информации о наличии или отсутствии у человека валюты.
Информацию, которую обрабатывают, называют исходной. После обработки исходной информации получается новая информация.
Ученик получил условие задачи (исходная информация), думает (обрабатывает) и сообщает ответ (новая информация)
Служебная собака по запаху находит человека (запах - исходная инфинформация, куда пошел человек - новая)
? Люди каких профессий получают деньги за обработку информации
Компьютер, специальный прибор, созданный человеком для обработки информации.
? Укажите информационный носитель и вид информации:
письмо от друга (бумага - носитель, текстовая инф.)
газета (бумага - носитель, текстовая инф.)
пластинка с песнями (пластинка - носитель, звуковая)
билет на самолет ( бумага - носитель, смешанная - текст и чистов.)
Задача:
На уроке информатики.
Вовочка (думает: "Очень хочется пить!") говорит: "Вера Ивановна, можно выйти?"
Вера Ивановна (думает: "Наверное, он не знает решение и надеется, что за оставшиеся 5 минут до конца урока я не успею его спросить") говорит: "Вовочка, к доске!"
Определите в данном примере источник информации, кодирование и декодирование, канал связи, приемник информации, помехи и причину их возникновения.
(Источник информации — мысли Вовочки; кодирование — способ их выражения на руссом языке. Канал связи — учебно-информационная среда, декодирование — восприятие Верой Ивановной вовочниных слов. Причина возникновения помех при декодировании — наложение прошлого педагогического опыта учителя на конкретную ситуацию и неполнота информации, возникшая при неформализованном выражении Вовочкой своих мыслей. Обратить внимание, что следует правильно выражать свои мысли)
Вопросы:
Практические задания А. Горячев, Ю. Шафрин "Информатика"
(может быть использован компьютерный вариант ответов на вопросы)
№1 Люди каких профессий получают деньги за создание, хранение, передачу или обработку информации (подчеркните).
Металлург, редактор, доярка, учитель, фотограф, переводчик, шофер, повар, композитор, хирург, фотомодель, бухгалтер, директор, парикмахер, программист, дизайнер, архитектор, художник, телеведущий, дворник, поэт, библиотекарь, продавец, машинист, машинистка, белерина, пастух.