Новости | Почему Мак? | Методика | Работы учеников | Макинтош | SOS! | Ссылки | Об участниках |
---|
Нач. школа | Информатика | Математика | Физика | Языки |
---|
Цель: Получить представление о свойствах информации.
Пример с учебниками 8 и 10 классов. Где информации больше?
Информация об объекте:
понятная (если она выражена языком, который воспринимает тот, кому предназначена данная информация) и
полезная (например, в учебнике по физике).
Актуальная вовремя полученная информация. (информация о землетрясении, урагане…)
Достоверная (недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или ошибочному решению)
Полная, т.е. ее должно быть достаточно для понимания и принятия решений
Если построенная модель дает удовлетворительные результаты при решении жизненных задач, то говорят, что модель адекватна рассматриваемому объекту (процессу или явлению).
Важно, чтобы модель как можно точнее отражала реальный объект. От адекватности модели зависит качество модели. (я привожу пример с постройкой дома из конструктора, планировкой города, когда используется компьютер). Привести свои примеры.
групповая работа Приведите примеры моделей натуральных копий, используемых в различных областях человеческой деятельности. Опишите какие свойства реальных объектов используются для построения таких моделей.
? Зависит ли качество модели от свойств полученной для ее построения информации? Чем характеризуется это качество?
? Можно ли построить адекватную информационную модель на основе неполных данных?
? Можно ли разными моделями описать одно и то же явление или объект? Приведите примеры.
Приведите примеры:
Определите свойства встречающейся информации:
Срубить — срубил, а унести не смог
Завоевал женщину, которую не удержать
Пробился к месту, которое не по способностям
Какие свойства информации здесь проявляются?
(в этой задаче фраза вырвана из текста, поэтому возможны различные трактовки. Обратить внимание учащихся, что неполнота информации чаще всего бывает причиной принятия неверного решения. Пословица "Полуправда хуже лжи" отражает ситуацию. Пример1, события повести Стругацких "Обитаемый остров". Пример 2, история с персидским царем. )
* Являются ли информацией для Вас сведения, содержащиеся в Библиотеке Конгресса США?
* Являются ли информацией нерасшифрованные космические послания?
* Получаете ли Вы информацию при повторном прочтении книги, учебника?
* Является ли вакуум носителем информации?
Поиск ответов на эти вопросы требует дискуссии. Задачи данной серии способствуют лучшему пониманию, что единого определения понятия "информация" не существует.
Возможные ответы сведены в таблицу.
Определения информации | ответы | |||
---|---|---|---|---|
Задача 1 | Задача 2 | Задача 3 | Задача 4 | |
Отражение внешнего мира с помощью знаков и сигналов |
Да | Да | Да | Да |
Все то, что так или иначе зафиксировано в знаковой форме в виде документов | Да | Нет | Да | Нет |
Полученные сведения, обладающие новизной | Нет | Нет | Спорно | Неопределенно |
Снятая неопределенность | Нет | Нет | Нет | Неопределенно |
Сообщения, передаваемые в форме знаков и сигналов | Нет | Да | Да | Неопределенно |
Сведения об окружающем мире и процессах, воспринимаемые человеком или. устройством | Да | Нет | Да | Да |
"Спорно" - Читая второй раз книгу. Мы не получаем новых сведений "извне". Мы получаем новые сведения "изнутри" (другое настроение, мысли, чувства при прочтении)
Ответы "неопределенно" обусловлены тем, что соответствующие ему определения информации подразумевают существование получателя информации. А из вопроса неясно есть он или нет.