Новости | Почему Мак? | Методика | Работы учеников | Макинтош | SOS! | Ссылки | Об участниках |
---|
Нач. школа | Информатика | Математика | Физика | Языки |
---|
Цель: Получить представление о том, что такое классификация. Показать универсальность идеи классификации. Получить представление о способах классификации объектов. Получить представление о классификации компьютерных объектов-документов.
Д.З. Доклад "Классификация в естественных науках (биология, химия, геология…), технике, социальных науках."
В психологии известно явление, которое получило название "магическое число 7-+2". Суть его в том, что человек, имея дело с множеством объектов, одновременно может концентрировать свое внимание лишь на 5-9 объектах.
Для упрощения работы с большим количеством объектов был найден следующий способ: все множество надо поделить на несколько частей; каждую из этих частей опять поделить на части; те, в свою. Очередь еще раз; и.т.д. Таким образом можно упростить ситуацию: свести большое множество объектов к набору маленьких. Например, пусть имеется набор из 1000 объектов. Поделим его на 7 частей, в каждой из которых будет примерно 140 объектов. Каждую из этих групп еще раз поделим на 7 частей, после чего в каждой части будет уже по 20 объектов. Если такой 20-элементный набор поделить опять на 7, то в каждой из частей окажется по 3 объекта. Понадобилось 3 разбиения, чтобы от большого набора объектов (1000 шт.) перейти к маленькому, легко воспринимаемому человеком.
Деление множества на подмножества следует вести не беспорядочно, а по каким-то признакам. Деление большого множества на части (подмножества) таким образом, чтобы объекты, входящие в одно подмножество имели бы не менее одного общего признака, называется классификацией.
Подмножество объектов, имеющих общие признаки, называется классом.
Признаки, по которым один класс отличается от другого, называется основанием классификации.
На место путаницы приходит порядок. Процесс превращения множества объектов в систему называется систематизацией.
Классификацией (систематизацией) объектов каждый из нас занимается постоянно, когда разделяет одежду, посуду, книги…, а внутри этих классов разделяет зимнее пальто, летние платья и костюмы, стаканы, кастрюли…
Систематизированы книги в библиотеке, экспонаты в музее, товары в магазине, поступления в уголовном кодексе, дни в году.
Систематизация знаний — основа всех наук. Начало всех наук связано с именем великого древнегреческого ученого Аристотеля, который жил в 4 в. до н. э. Вместе со своими учениками Аристотель проделал колоссальную работу по классификации накопленных к тому времени знаний, разделил их на несколько частей и дал ей каждой свое название. Тогда появились на свет физика, биология, экономика, логика.
Научные классификации:
Обычно о классах говорят в том случае, когда есть классификация: разделение совокупности объектов на множества, при этом каждое множество объединяет объекты с одинаковыми и близкими значениями каких-либо признаков.
? По каким признакам объединяют в классы учащихся в школе?
Примерами классификаций являются: классификация объектов живой природы, построенная Карлом Линнеем, классификация языков народов мира, классификация политических движений, классификация характеров…
Классификация, в которой объекты внутри класса также разделены на классы, называется иерархической. Классы, находящиеся "внутри" некоторого класса, называются по отношению к нему подклассами.
Подклассы наследуют все свойства класса.
Классификация компьютерных объектов-документов
Задания:
Произведите классификацию объекта велосипед и представьте в виде иерархической схемы.
Задача
Разделите данные числа на 2 группы (на обязательно равные по количеству элементов), чтобы в каждой были числа, чем-то похожие между собой. Обязательно объясните принцип группировки.
10, 14, 21, 5, 15, 35, 28, 30, 42 (делятся на 7 и 5)
23, 61, 14, 25, 32, 50, 16, 52 (сумма цифр в числах 7 и 5)
2, 15, 12, 51, 21, 5, 19, 55, 10, 59 (начинаются на "Д" и "П")
300, 8, 125, 2, 9, 20, 400, 16, 1000 (заканчиваются на "А" и "Б")
Задача
Найдите лишнее слово в каждом из данных списков. Обоснуйте свой выбор. Ответы должны быть доказаны с точки зрения классификации.
Задача
Найдите закономерность и продолжите последовательность.
Практические задания под ред. И. Семакина "Задачник - практикум" (может быть использован компьютерный вариант ответов на вопросы)
Задача №1
Повторите (хотя и в меньшем масштабе) научный подвиг Аристотеля: систематизируйте перечисленные факты, разделите их по тем наукам, к которым они относятся.
Творческие задачи и проекты:
Для более глубокого изучения этой темы можно включить тему "Информационные модели на графах"