MacSchool
Новости Почему Мак? Методика Работы учеников Макинтош SOS! Ссылки Об участниках
Нач. школа Информатика Математика Физика Языки

Ирина Михайловна Горкунова

Базовый модуль №1
Информация и информационные процессы

К содержанию

Урок №3
Объекты и процессы окружающего мира

Цель: Получить представление об объекте, признаке объекта, действиях , среде обитания объекта.

Основные вопросы:

Познание начинается с восприятия окружающего мира органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием. Мир врывается в нас через эти распахнутые информационные «окна», и можно только удивляться, как не тонет в этом безбрежном «океане» информации такая маленькая песчинка — человек.

Это происходит благодаря способности мозга отбирать ту информацию, которая существенна в данной ситуации. Эта информация превращается в признаки, позволяющие мозгу в дальнейшем распознавать объекты, процессы и явления.

Человек живет в мире, где его окружают множество предметов, живых существ. Прежде чем подумать о чем-либо, нужно это «что-то» назвать по имени. Имя делает предмет явным для нашего разума. А откуда мы знаем имена предметов? В детстве мы слышали: Это солнце, это трава...

Вспомните, как в детской сказке «Кошкин дом» госпожа Кошка объясняет гостям:

Это стол - за ним едят.
Это стул - на нем сидят.

Слова «стол» и «стул» - обозначение объектов. И тут же приведены признаки, различающие эти объекты.

«Стол» - представьте себе этот объект и опишите его. (2-3 человека)

Описания этого объекта получились разными, следовательно объект один, а столы у вас различные. Это потому, что вы описываете не конкретный стол, а множество всех предметов, обладающих теми же свойствами что и этот объект.

Вот примеры объектов: речка, дерево, школа, учитель...

Объект - некоторая часть окружающего нас мира, которая может быть рассмотрена как единое целое.

Итак, мы даем имя объекту и он предстает нашему уму как единое целое. Будем называть объектом всякую вещь, процесс, явление, которому вы дали имя, с целью умственного рассмотрения этого предмета.

Приведите другие примеры объектов.

Какой части речи соответствует понятие объекта?

Перечислите объекты, которые описаны в задаче: У Пети 2 яблока, а у Маши - 3 яблока. Сколько яблок у них вместе?

Свойство объекта — совокупность признаков объекта, по которым его можно отличить от других объектов.

Параметр объекта - признак, характеризующий свойства объекта.

Любой объект окружающего мира может быть описан в таком порядке:

  1. имя (яблоко, книга, орел...)
  2. параметры объекта - его качества, например, вкус яблока, толщина книги...
  3. перечень действий, которые может совершать объект, или действий, совершаемых с ним.

В.В. Маяковский писал:

Если тебе «корова» имя,
У тебя должно быть молоко и вымя.

? Скажите, достаточно ли признаков указал поэт, определяя имя "корова"?

Чем больше параметров и действий мы перечислим, тем подробнее и точнее будет наше описание объекта.

? Придумайте загадку, разгадкой которой был бы: 1) стол; 2) телефон; 3) телевизор.

?Какие объекты можно выделить в стихотворных строчках:

Глядя на луч пурпурного заката,
Стояли мы на берегах Невы.

Задача

Даны параметры объекта. Определите, что это за объект.
Телефонный, игровой, музыкальный -… (автомат)
Музыкальный, столярный, медицинский -…(инструмент)
Бритвенный, балетный, токарный - … (станок)
Кислородная, перьевая, воздушная - …(подушка)
Кварцевые, механические, электрические - … (часы)
Колхозный, вещевой, мировой - …(рынок)
Зрительный, читательный, концертный - …(зал)
Пегая, каурая, в яблоках - …(лошадь)
Согласная, латинская, заглавная - ...(буква)

Придумайте свои задания

Рассмотрим еще пример. На уроках физкультуры учеников выстраивают по росту. Впереди - самый высокий. Рост - один из параметров объекта "ученик". Но что значит "высокий"? Для этого нужно сравнить рост каждого ученика друг с другом, определить значение параметра "рост" объекта "ученик".

Имя объекта Свойства Параметры Действия Среда
Ученик физические Рост
Вес
Цвет глаз
Цвет волос
думать
работать
воздействовать на др. объекты...
школа
психические Характер
Темперамент
Эмоциональность

Под внешним воздействием объект может переходить из одного состояния в другое. При этом может изменяться форма объекта или его физическая сущность.

Например, объект "пластилин" под вашим воздействием меняет форму.

Объект "вода" под воздействием температуры переходит в разные состояния: твердое, жидкое, газообразное (вспомните круговорот воды в природе).

На земле каждый обитатель живет в определенных условиях: человек не может жить без воздуха, рыба без воды... Каждый объект существует в определенной среде.

Среда - совокупность условий, в которых находиться и действует объект.

Действие - проявление деятельности объекта.

Пассивное действие — деятельность, которую выполняет объект под воздействием другого объекта.

Активное действие — деятельность, которую объект выполняет над другим объектом.

Примером среды может служить климатическая зона Земли.

? Какие объекты можно выделить в одноголосной мелодии, трехголосной мелодии, мультфильме.

Задания:

  1. Приведите примеры объектов, которые выполняют активные действия.
  2. Приведите примеры объектов, которые выполняют пассивные действия.

Самостоятельно по таблице описать объект "КОМПЬЮТЕР"

Вопросы:

  1. Что такое объект?
  2. Что такое параметры объекта? Приведите примеры
  3. Что такое действия объекта? Приведите примеры.
  4. Что такое активное и пассивное действие?
  5. Что такое среда обитания объекта? Приведите примеры.

К началу страницы

Hosted by uCoz