Новости | Почему Мак? | Методика | Работы учеников | Макинтош | SOS! | Ссылки | Об участниках |
---|
Нач. школа | Информатика | Математика | Физика | Языки |
---|
Цель: Получить представление о том, что такое информация, что такое информатика и информационные технологии.
Все, что мы воспринимаем в окружающем нас мире, может быть отнесено либо к энергии, либо к веществу, либо к информации.
Для обозначения всего разнообразия материальных объектов как единого целого в науке используется термин «ВЕЩЕСТВО». (многообразие объектов состоит из вещества)
Энергия нужна для того, чтобы ее потребитель мог совершать какую-то работу. (Какие виды энергии вы знаете?)
Информация. В жизни современного человека информация играет не меньшую роль, чем вещество и энергия.
Мы не можем жить без пищи, одежды. Жилья, предметов быта, транспорта и др. Все это — материальные объекты (в общем понятии вещество). Электричество, отопление в домах — это энергия. Пресса, радио, ТВ — информация.
* В приведенных фрагментах текста пропущены слова вещество, энергия, информация. Впишите эти слова.
* Затраты _____________, необходимые для удаления ребенка из комнаты, прямо пропорциональны степени запретности обсуждаемой темы. (Энергии)
* Ученики хорошо воспринимают и прочно запоминают __________, поданную в афористической форме. (Информацию)
* Детонация (франц. Detoner — взрываться) — процесс химического превращения взрывчатого ______, происходящий в очень тонком слое и распространяющийся со сверхзвуковой скоростью; характеризуется выделением потенциальной _______________ взрывчатого вещества.
Существуют естественные науки — физика, химия, …, которые изучают материальный мир, его вещественные объекты и энергетические процессы.
Наряду с фундаментальными науками (науки, которые изучают объективные законы природы и общества, не зависящие от воли людей: математика. Физика, химия…), существуют и прикладные науки, а также дисциплины, возникающие на стыке нескольких наук, - например, биофизика, экология, электроника.
То, что связано с приобретением новых знаний об окружающем мире, ранее не известных человечеству, - называют наукой, а то, что связано с реализацией этих знаний в процессе создания и использования материальных и духовных ценностей, - называют технологией.
Любая технология опирается на фундаментальную или прикладную науку.
Например, мастерство столяра определяется также навыками обработки дерева различными инструментами, физическими свойствами древесины, законами эргономики и эстетики.
? Приведите свои примеры использования научных и прикладных знаний.
Как вы понимаете значение слова ИНФОРМАЦИЯ?
Расскажите, откуда вы получаете информацию?
Любой человек интуитивно понимает смысл этого слова. Информация — это сведения, знания, которые мы получаем из книг, газет, радио, ТВ, от людей, с которыми общаемся.
Для любого человека информация — это знания, которые он получает из различных источников.
Термин «информация» происходит от латинского «informatio» — разъяснение, осведомление, изложение.
Информация — сведения об окружающем мире, которые повышают уровень осведомленности человека.
Информация является первичным и неопределяемым в рамках науки понятием. (Понятия отличаются от определений тем, что разные люди при разных обстоятельствах могут вкладывать в них разный смысл.) Особенность понятия информации в том, что оно используется во всех без исключения сферах: философии, естественных и гуманитарных науках, биологии. Социологии, искусстве, …и в повседневной жизни.
В разных научных дисциплинах и в разных областях техники существуют разные понятия об информации.
Приступая к изучению информатики, необходимо найти общее, что объединяет различные подходы. Все отрасли науки и техники, имеющие дело с информацией, сходятся в том, что информация обладает четырьмя свойствами.
Информацию можно: создавать, передавать, хранить и обрабатывать.
В середине 60-х годов XX века появляется новое научное направление — информатика.
Это гибрид двух слов «информация» и «автоматика».
ИНФОРМАТИКА — это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации.
Ядро информатики — информационная технология как совокупность конкретных технических и программных средств, с помощью которых мы выполняем разнообразные операции по обработке информации во всех сферах нашей жизни и деятельности.
С этого времени начинается период бурного развития ЭВТ и ее внедрения во многие области человеческой деятельности.
Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы столь же стремительно, как информатика.
Современная информатика делится на теоретическую и прикладную.
Теоретическая информатика включает в себя множество научных дисциплин, для которых общим предметом изучения является информация. Среди них: история информации, теория алгоритмов, теоретическая кибернетика. Математическое и информационное моделирование, дискретная математика, искусственный интеллект и др.
Корни информатики лежат в другой науке — кибернетике. Понятие «кибернетика» впервые появилось в первой половине XIX века, когда френ. Физик Андре Мари Ампер, решил создать единую классификацию всех наук. Он предположил, что должна существовать некая наука, занимающаяся изучением искусства управления. (ампер имел в виду искусство управления людьми, т.е. обществом). Эту несуществующую науку Ампер назвал кибернетикой от греческого слова кибернетикос (искусный в управлении). В Древней Греции этого титула удостаивались лучшие мастера управления боевыми колесницами.
Впоследствии слово кибернетикос было заимствовано римлянами — так в латинском языке появилось слово губернатор (управляющий провинцией). Сегодня уже трудно догадаться, что слова «кибернетика» и «губернатор» имеют одно происхождение, но это так.
С тех пор о кибернетике забыли более чем на сто лет. В 1948 г. американский математик Норберт Винер возродил термин «кибернетика» и определил ее как науку об управлении в живой природе и в технических системах. Это определение оказалось спорным. (Смешивание живой природы и технических систем в одной дисциплине привело к расколу в научных кругах)
Особенно сильной критике зарождавшаяся кибернетика подверглась в Советском Союзе.
Сегодня кибернетика продолжает изучать связь между психологией и математический логикой, разработывает методы создания искусственного интеллекта, но существует и другая, отделившаяся от нее наука. Она занимается проблемами применения средств вычислительной техники для работы с информацией. В Великобритании и США эту науку называют computer science (наука о вычислительной технике). Во Франции она получила другое название — informatique (информатика).
Подобно тому, как математика состоит из множества различных математических дисциплин (алгебры, геометрии, теории чисел, теории функций…), информатика — это множество различных дисциплин, объединенных общим предметом изучения — информацией. К их числу относятся: теория информации, кибернетика, программирование, математическая лингвистика, теория алгоритмов и др.
Развитию информатики послужило одно из самых значительных достижений XX века — создание ЭВМ — универсального технического средства, для работы с информацией.
Дополнительный материал по информационной технологии можно взять из учебника Н. В. Макаровой «Информатика 10-11 класс», тема 1.3 «Представление об информационной технологии»
А. Горячев, Ю. Шафрин «Информатика»
(может быть использован компьютерный вариант ответов на вопросы)
№1 Заполните таблицу, дав определение понятиям.
Понятие | Определение |
---|---|
Информация | |
Информационные технологии | |
Информатика |
№2 Заполните таблицу
В каждом из приведенных примеров вещество (В) или энергия (Э), или информация (И) либо передаются (П), либо хранятся (Х), либо обрабатываются(О). Причем эти процессы происходят или в природе (П), или в обществе (О), или в технике (Т).
№ | Процесс |
В — вещество Э — энергия И - информация |
П — передача Х — хранение О — обработка |
П — природа О — общество Т - техника |
---|---|---|---|---|
1 | Идет дождь. | В | П | П |
2 | Именинник получает подарки. | В | П | О |
3 | Запасы газа находятся под землей. | |||
4 | Птица вьет гнездо. | |||
5 | Светит солнце. | |||
6 | ЛЭП (линия электропередач) в действии. | |||
7 | В начале осени море по-прежнему теплое. | |||
8 | Учитель учит учеников | |||
9 | В библиотеке хранятся книги | |||
10 | Идет прием факса | |||
11 | Ученик решает задачу | |||
12 | В | П | П | |
13 | В | П | О | |
14 | В | П | Т | |
15 | В | Х | П | |
16 | В | Х | О | |
17 | В | Х | Т | |
18 | В | О | П | |
19 | В | О | О | |
20 | В | О | Т | |
21 | Э | П | П | |
22 | Э | П | Т | |
23 | Э | Х | П | |
24 | Э | Х | Т | |
25 | Э | О | П | |
26 | Э | О | Т | |
27 | И | П | П | |
28 | И | П | О | |
29 | И | П | Т | |
30 | И | Х | П | |
31 | И | Х | О | |
32 | И | Х | Т | |
33 | И | О | П | |
34 | И | О | О | |
35 | И | О | Т |