MacSchool
Новости Почему Мак? Методика Работы учеников Макинтош SOS! Ссылки Об участниках
Нач. школа Информатика Математика Физика Языки

Ирина Михайловна Горкунова

Базовый модуль №1
Информация и информационные процессы

К содержанию

Урок №1
Вещество, энергия, информация — основные понятия науки. Понятие информации. Информатика и информационные технологии

Цель: Получить представление о том, что такое информация, что такое информатика и информационные технологии.

Основные вопросы:

Все, что мы воспринимаем в окружающем нас мире, может быть отнесено либо к энергии, либо к веществу, либо к информации.

Для обозначения всего разнообразия материальных объектов как единого целого в науке используется термин «ВЕЩЕСТВО». (многообразие объектов состоит из вещества)

Энергия нужна для того, чтобы ее потребитель мог совершать какую-то работу. (Какие виды энергии вы знаете?)

Информация. В жизни современного человека информация играет не меньшую роль, чем вещество и энергия.

Мы не можем жить без пищи, одежды. Жилья, предметов быта, транспорта и др. Все это — материальные объекты (в общем понятии вещество). Электричество, отопление в домах — это энергия. Пресса, радио, ТВ — информация.

* В приведенных фрагментах текста пропущены слова вещество, энергия, информация. Впишите эти слова.

* Затраты _____________, необходимые для удаления ребенка из комнаты, прямо пропорциональны степени запретности обсуждаемой темы. (Энергии)

* Ученики хорошо воспринимают и прочно запоминают __________, поданную в афористической форме. (Информацию)

* Детонация (франц. Detoner — взрываться) — процесс химического превращения взрывчатого ______, происходящий в очень тонком слое и распространяющийся со сверхзвуковой скоростью; характеризуется выделением потенциальной _______________ взрывчатого вещества.

Существуют естественные науки — физика, химия, …, которые изучают материальный мир, его вещественные объекты и энергетические процессы.

Наряду с фундаментальными науками (науки, которые изучают объективные законы природы и общества, не зависящие от воли людей: математика. Физика, химия…), существуют и прикладные науки, а также дисциплины, возникающие на стыке нескольких наук, - например, биофизика, экология, электроника.

То, что связано с приобретением новых знаний об окружающем мире, ранее не известных человечеству, - называют наукой, а то, что связано с реализацией этих знаний в процессе создания и использования материальных и духовных ценностей, - называют технологией.

Любая технология опирается на фундаментальную или прикладную науку.

Например, мастерство столяра определяется также навыками обработки дерева различными инструментами, физическими свойствами древесины, законами эргономики и эстетики.

? Приведите свои примеры использования научных и прикладных знаний.

Как вы понимаете значение слова ИНФОРМАЦИЯ?

Расскажите, откуда вы получаете информацию?

Любой человек интуитивно понимает смысл этого слова. Информация — это сведения, знания, которые мы получаем из книг, газет, радио, ТВ, от людей, с которыми общаемся.

Для любого человека информация — это знания, которые он получает из различных источников.

Термин «информация» происходит от латинского «informatio» — разъяснение, осведомление, изложение.

Информация — сведения об окружающем мире, которые повышают уровень осведомленности человека.

Информация является первичным и неопределяемым в рамках науки понятием. (Понятия отличаются от определений тем, что разные люди при разных обстоятельствах могут вкладывать в них разный смысл.) Особенность понятия информации в том, что оно используется во всех без исключения сферах: философии, естественных и гуманитарных науках, биологии. Социологии, искусстве, …и в повседневной жизни.

В разных научных дисциплинах и в разных областях техники существуют разные понятия об информации.

Приступая к изучению информатики, необходимо найти общее, что объединяет различные подходы. Все отрасли науки и техники, имеющие дело с информацией, сходятся в том, что информация обладает четырьмя свойствами.

Информацию можно: создавать, передавать, хранить и обрабатывать.

В середине 60-х годов XX века появляется новое научное направление — информатика.

Это гибрид двух слов «информация» и «автоматика».

ИНФОРМАТИКА — это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации.

Ядро информатики — информационная технология как совокупность конкретных технических и программных средств, с помощью которых мы выполняем разнообразные операции по обработке информации во всех сферах нашей жизни и деятельности.

С этого времени начинается период бурного развития ЭВТ и ее внедрения во многие области человеческой деятельности.

Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы столь же стремительно, как информатика.

Современная информатика делится на теоретическую и прикладную.

Теоретическая информатика включает в себя множество научных дисциплин, для которых общим предметом изучения является информация. Среди них: история информации, теория алгоритмов, теоретическая кибернетика. Математическое и информационное моделирование, дискретная математика, искусственный интеллект и др.

Краткая история информатики.

Корни информатики лежат в другой науке — кибернетике. Понятие «кибернетика» впервые появилось в первой половине XIX века, когда френ. Физик Андре Мари Ампер, решил создать единую классификацию всех наук. Он предположил, что должна существовать некая наука, занимающаяся изучением искусства управления. (ампер имел в виду искусство управления людьми, т.е. обществом). Эту несуществующую науку Ампер назвал кибернетикой от греческого слова кибернетикос (искусный в управлении). В Древней Греции этого титула удостаивались лучшие мастера управления боевыми колесницами.

Впоследствии слово кибернетикос было заимствовано римлянами — так в латинском языке появилось слово губернатор (управляющий провинцией). Сегодня уже трудно догадаться, что слова «кибернетика» и «губернатор» имеют одно происхождение, но это так.

С тех пор о кибернетике забыли более чем на сто лет. В 1948 г. американский математик Норберт Винер возродил термин «кибернетика» и определил ее как науку об управлении в живой природе и в технических системах. Это определение оказалось спорным. (Смешивание живой природы и технических систем в одной дисциплине привело к расколу в научных кругах)

Особенно сильной критике зарождавшаяся кибернетика подверглась в Советском Союзе.

Сегодня кибернетика продолжает изучать связь между психологией и математический логикой, разработывает методы создания искусственного интеллекта, но существует и другая, отделившаяся от нее наука. Она занимается проблемами применения средств вычислительной техники для работы с информацией. В Великобритании и США эту науку называют computer science (наука о вычислительной технике). Во Франции она получила другое название — informatique (информатика).

Подобно тому, как математика состоит из множества различных математических дисциплин (алгебры, геометрии, теории чисел, теории функций…), информатика — это множество различных дисциплин, объединенных общим предметом изучения — информацией. К их числу относятся: теория информации, кибернетика, программирование, математическая лингвистика, теория алгоритмов и др.

Развитию информатики послужило одно из самых значительных достижений XX века — создание ЭВМ — универсального технического средства, для работы с информацией.

Дополнительный материал по информационной технологии можно взять из учебника Н. В. Макаровой «Информатика 10-11 класс», тема 1.3 «Представление об информационной технологии»

Вопросы

  1. Что такое информация?
  2. Что изучает наука информатика?
  3. Чем отличается наука от технологии?
  4. Россия — родина радио и космических полетов. Отставала ли Россия от других стран в области вычислительной техники до появления ПК?

Практические задания

А. Горячев, Ю. Шафрин «Информатика»
(может быть использован компьютерный вариант ответов на вопросы)

№1 Заполните таблицу, дав определение понятиям.

Понятие Определение
Информация  
Информационные технологии  
Информатика  

№2 Заполните таблицу

В каждом из приведенных примеров вещество (В) или энергия (Э), или информация (И) либо передаются (П), либо хранятся (Х), либо обрабатываются(О). Причем эти процессы происходят или в природе (П), или в обществе (О), или в технике (Т).

Процесс В — вещество
Э — энергия
И - информация
П — передача
Х — хранение
О — обработка
П — природа
О — общество
Т - техника
1 Идет дождь. В П П
2 Именинник получает подарки. В П О
3 Запасы газа находятся под землей.      
4 Птица вьет гнездо.      
5 Светит солнце.      
6 ЛЭП (линия электропередач) в действии.      
7 В начале осени море по-прежнему теплое.      
8 Учитель учит учеников      
9 В библиотеке хранятся книги      
10 Идет прием факса      
11 Ученик решает задачу      
12   В П П
13   В П О
14   В П Т
15   В Х П
16   В Х О
17   В Х Т
18   В О П
19   В О О
20   В О Т
21   Э П П
22   Э П Т
23   Э Х П
24   Э Х Т
25   Э О П
26   Э О Т
27   И П П
28   И П О
29   И П Т
30   И Х П
31   И Х О
32   И Х Т
33   И О П
34   И О О
35   И О Т

К началу страницы

Hosted by uCoz