MacSchool
Новости Почему Мак? Методика Работы учеников Макинтош SOS! Ссылки Об участниках
Нач. школа Информатика Математика Физика Языки

Ирина Васильевна Мельченко
Методист ЗПМСЦ

* * *

"Почему матери так хотят, чтобы их дети были талантливы?
Лучше бы они хотели им счастья…"

В наше стремительно меняющееся время школа, как высшая, так и средняя, тоже претерпевают постоянные изменения. Меняются программы, методики и формы обучения. Меняются основы подготовки преподавателей. Что-то - в лучшую сторону, что-то - в худшую сторону. Иногда - формально, иногда - принципиально. Одни школы бросаются навстречу американской системе образования, другие возрождают старинные русские классические традиции в обучении.

Переход на новые программы в школах опережает перестройку в дошкольном воспитании. Итак, мы пришли к выводу, что родители остались один на один с проблемой подготовки ребенка к школе. Стали появляться репетиторы и гувернеры для дополнительных занятий, но платные услуги по воспитанию и обучению дошкольников, не под силу большинству родителей.

В.С. Юркевич в своей книге "Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность" (Москва, "Просвещение", "Учебная литература", 1996 г.) пишет, что к настоящему времени накопилось уже достаточное количество фактов, свидетельствующих о самой серьезной роли познавательной потребности в развитии умственной одаренности.

Ученые пришли к выводу, что все дети любят умственный труд, у них у всех ярко выражена потребность в познавательной деятельности.

Видели вы малыша, который не задает своих "почемучьих" вопросов? Эти "сто тысяч почему" вылетают из всех детей: "Почему солнышко светит?", "Почему дует ветер?", "Почему днем светло, а ночью темно?", "Почему автомобиль сам едет?". И даже "Почему кот жмурится, когда я его глажу?". В этих "почему" желание не только получить информацию, а задать работу мозгам.

Наблюдения за одаренными детьми и сравнение их с обычными показывают, что различие заключается, главным образом, не в том, что у последних "не хватает" познавательной потребности. Дело, скорее, в том, что у большинства маленьких детей есть своего рода гармония потребностей: ребенку хочется и сказку послушать, и побегать, и посмотреть мультфильм. Обычные дети любят кататься на велосипеде, любят цирк и мороженое, любят стрелять из рогатки и играть в школу. И все любят задавать вопросы.

У одаренных же детей нередко наблюдается определенная диспропорция потребностей. Одна потребность - умственная - вырастает чрезмерно, подавляя все остальные. Такие дети с трудом овладевают физическими навыками - в основном потому, что не чувствуют к этому большой склонности - в общении, в движении и т.д. - служит благоприятным фактором для развития одной - умственной - потребности. Некоторые из них с возрастом меняются, у них появляется интерес к общению, к спорту, а некоторые так и остаются "умными старичками", несчастными "чудодетьми". И может быть, правы мамы многих этих детей, когда вместе с гордостью испытывают тревогу: каким будет их "необыкновенный" ребенок в жизни, не будет ли он "неумеха", ничего не видящий и не знающий, кроме книжек.

Наблюдения и эксперименты с детьми, не имеющими на первый взгляд познавательной потребности, показывают, что познавательная потребность у них есть, но она ушла в сторону, далеко от главной дороги.

Мальчишка-двоечник, которого дружно ругают все учителя ("ничем не интересуется", "один футбол на уме") упорно пытается разгадать механическую головоломку и просит: "Ты только не подсказывай".

Медлительный, вялый, вечно сонный мальчик, который, как хором уверяют учителя, просыпается только со звонком на перемену, - этот мальчик, оказывается, оживает при слове "марки" и благодаря этой страсти накопил обширные познания по географии, этнографии, биологии.

Попробуйте провести с детьми "естественный" эксперимент. Загадайте им загадку, предложите хитрый вопрос (но такой, чтобы он по видимости не был связан со школьной программой) - и в классе все будут любознательными, никто не останется равнодушным.

Вывод:

  1. Потребность в познавательной деятельности - это потребность в работе ума, радость от умственного труда.
  2. Познавательная потребность присуща всем здоровым людям - взрослым и детям.

Средством удовлетворения познавательной потребности всегда является новое знание, новая информация.

Познавательная потребность характеризуется прежде всего активностью.

Активность познавательной потребности, стремление к самому процессу познания возможны лишь благодаря еще одной особенности этой потребности - удовольствию от умственного напряжения, связанному с ней положительному эмоциональному состоянию.

Радость в момент интеллектуальной деятельности (которую одни люди переживают более, другие менее интенсивно, но которая всем знакома) сейчас можно регистрировать. Целый ряд строго физиологических показателей (электроэнцефалографических, биохимических) свидетельствует о том, что в момент интеллектуального напряжения вместе с участком мозга, занятым умственной работой, возбуждается, как правило, и центр положительных эмоций.

Итак, познавательная потребность стоит на "трех китах": активности, потребности в самом процессе умственной деятельности и удовольствии от умственного труда.

В детском саду уделяется большое внимание формированию познавательной потребности, познавательной активности и стараются, во всяком случае, чтобы эта деятельность приносила детям как можно больше удовольствия. Это входит в обязанности воспитателя, прописано в программе работы в д/с. В книге для воспитателя детского сада под редакцией Л.А. Парамоновой и О.С. Ушаковой "Воспитание и обучение детей шестого года жизни" (Москва.: "Просвещение", 1987 г.) написано: "Познавательная и воспитательная задачи соединяются и решаются в комплексе: познавательный интерес побуждает детей к активности, развивает любознательность, а старательность оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего ребенок усваивает предлагаемое содержание".

Так почему же дети, выходя из детского сада, оказываются такими разными и по уровню подготовки к школе, и по своим познавательным потребностям и по другим человеческим качествам?

Большое количество ведущих педагогов и психологов пытаются разобраться в этом. Каждый по-своему прав в приводимых доказательствах.

Многие психологи и педагоги сходятся в том, что ребенок должен получать знания, умения, навыки, представления об окружающем мире с самого раннего возраста с помощью своих любимых и любящих родителей. Чем больше они отдают тепла и внимания своим "чадам", тем больше будет и отдача от детей.

П.В.Тюленев в своей книге "Когда начинать воспитывать будущего президента России?" (Москва, 1996 г.) пишет о том, "...что ВСЕ нормальные дети МОГУТ развиваться намного быстрее, чем это принято считать, если создать развивающую среду". "...родителям надо уметь давать развиваться ребенку раньше, задолго до школы, ибо способности в наибольшей степени закладываются в первые два года жизни." "...именно в это время ЛЕГЧЕ ВСЕГО РАЗВИВАТЬ ребенка и СДЕЛАТЬ ЕГО ТАЛАНТЛИВЫМ И СПОСОБНЫМ на всю жизнь."

"Что мы предлагаем?

Надо создавать малышу РАЗВИВАЮЩУЮ среду по принципу "Дома и стены помогают".

Метод МИРР - это "метод интеллектуального развития ребенка".

Интеллект - главный капитал ребенка, развить его могут только сами родители, не доверяя никому".

Еще Цицерон писал: "История - наставница жизни". Все начинается с "корней", с накопленного человечеством опыта.

Как ребенка заинтересовать, и на всю жизнь выработать привычку "советоваться с историей"?

Во-первых, хорошо бы иметь в детской комнате хронологическую таблицу, отражающую всю историю государства Российского, и год за годом наполнять детскую библиотеку содержанием: сначала сказками, а потом приобретать и более серьезные книжки. Ребенок легко усваивает и запоминает имена всех великих князей, императоров и героев-созидателей и разрушителей своей страны, главным образцом, из Ваших рассказов и сказок.

Во-вторых, нужно окружить ребенка изображениями исторических событий и лиц. Для облегчения усвоением ребенком исторических сведений о России лучшего пособия, чем известная картина И.Глазунова "Вечная Россия" Вам не найти. История России в лицах и деяниях должна окружать Вашего ребенка все детство.

В-третьих, можно поиграть в игру "Управление обществом-семьей", которую надо начинать, когда ребенку 3 года, продолжать несколько лет, постепенно, шаг за шагом осваивая все формы управления, от простых к сложным.

В-четвертых, нужно вспомнить наиболее яркие эпизоды из школьного курса истории Отечества и хотя бы в шутливой форме разыграть их с ребенком в минуты свободного времени.

  1. Например, бритье может на какое-то время превратиться в сцену "Как Петр Первый сбривал бороду боярам". Через некоторое время малыш задаст вопрос:А зачет он сбривал бороду боярам? А кто такие бояре? И т.д.
  2. Идя кататься зимой на горку, заявите, что идем играть в игру "Переход Суворова через Альпы".
  3. Когда решите покатать малыша верхом на лошади на городской площади, скажите, что играем в "Поход Святослава", или "Поход князя Игоря", а в другой раз "Поход на Константинополь".
  4. Катаясь на лодке, можете играть в различные известные вам походы Ушакова, Нахимова и других адмиралов флота Российского.
  5. Когда ребенка надо занять полезной игрой дома, задайте ему задание: "Построй из кубиков, других игрушек и кукол город Астрахань", или назовите какой-либо другой город, которые основали и построили великие созидатели России, начиная с великих князей и кончая доперестроечными временами.
  6. Купив игрушечную железную дорогу, заявите, что "Нужно срочно построить БАМ и заселить Восточную Сибирь", - "а не то ее китайцы да японцы заселят". Будьте уверены, игра в "Освоение Сибири" с "участием всех имеющихся дома игрушек станет одной из любимых на долгие годы.
  7. Выйдя гулять из дому весной прихватите с собой заранее припасенные известные семена злаковых и иных культур. Играя в игру "Кормильца Крестьянина" (или в "Директора колхоза") засейте с двухлетним (трехлетним) малышом его первую "ниву": сделайте ее размером в один квадратный метр, разбейте на квадратики стороной в 10 сантиметров. После этого разбейте ваше "поле" на участки по числу имеющихся у вас видов злаков и закопайте сто семян. И пусть всю весну и лето малыш с бабушкой, до начала игр в песочнице, поливает посевы и ухаживает за своей нивой: удаляет сорняки, и т.п. На это будет уходить 5-10 минут ежедневно.

Таким образом, ребенок уже с трех лет начинает знакомиться с самым главным, что собственно, дает изучение истории: с механизмом принятия решений в обществе и процессом их реализации. При таком подходе ребенок, человек будущего, практически ежедневно учится тому, как надо жить".

Результаты воспитания ребенка 5-ти лет в развивающей среде не замедлят сказаться. Дайте малышу конкретного волшебного героя. Сочините на ходу или за столом две-три коротких научно-познавательных сказки. Запишите хотя бы одну из них тут же. Постоянно проявляйте интерес к научно-историческим темам. Придумывайте сценарии на эти темы и разыгрывайте их с ребенком. В этом возрасте уже можно переходить к чтению школьных учебников по природоведению, биологии, истории Древнего мира. Мы пробовали и с успехом "Историю Средних веков". В последнее время появилось множество красочно иллюстрированных книг на различные исторические темы. Эти книги вызовут интерес ребенка и значительно облегчат задачу развития малышей.

Родители должны помнить: если в ваших рассказах будет фигурировать в качестве героя любимая игрушка, или, например любимое ребенком животное, или даже вы сами - малыш с большим энтузиазмом и радостью выслушает ваш рассказ, сколь бы сложным он не был. Вы вообще можете за столом придумывать научно-фантастические "байки" о том, например, что с утра побывали в космическом корабле на луне, на солнце, что в скафандре плавали в Москве-реке, под водой, и подробно рассказать о том, что вы "видели" там. Но лучше, чтобы малыш подхватил показанный вами прием, и сам начал сочинять сказки о путешествиях своей любимой игрушки.

Главный методический совет: проявите несколько раз, хотя бы за столом интерес к некоторым историческим темам. Например, как бы невзначай, скажите, в задумчивости: "Я вот думаю, зачем египтяне строили такие большие пирамиды? Ведь сколько людей нужно собрать, чтобы построить огромные пирамиды! Что они хранили? Говорят вот в этой книжке об этом написано. Мне все некогда, вот бы узнать!" Можете быть уверены, малыш к следующему ужину вам с радостью расскажет о том, что успеет прочесть в "заинтересовавшей" Вас книжке.

Следующий ваш шаг должен быть таким: вы удивляетесь рассказу своего малыша, и говорите, что неплохо бы о государстве египетском, и о фараоне написать сказку, чтобы дети могли узнать, как жилось людям в Древнем Египте. И незаметно ставите резюмирующую исследовательскую цель: "Как бы еще выяснить, почему исчезло египетское царство?".

К чему же мы пришли? Ведь это уже почти научно-исследовательская работа! Конечно, она строится и выполняется на определенном, доступном ребенку уровне! Если эту работу продолжать, поддерживать и направлять, мы с Вами можем попытаться сформировать личность исследователя. Естественно, что для этого еще очень много нужно сделать. Например: научить ребенка логически мыслить, развивать его память, внимание, креативность, дать ему необходимый и разнообразный набор знаний. Это задача семьи, детского сада и школы. А в сочетании со специфической творческой развивающей средой это позволит ребенку развиваться наиболее продуктивно и гармонично.

В Зеленоградском Психолого-Медико-Социальном Центре для учащихся с повышенной мотивацией к интеллектуальному творчеству создана такая специфическая среда общения - "Школа Сильного Мышления", как межшкольный Центр интеллектуального творчества учащихся г. Зеленограда. При ней существует группа для старших дошкольников и младших школьников с высокой креативностью и большим интеллектуальным потенциалом - группа "ШСМ-чик". В этой группе проводятся занятия по общеразвивающей программе, включающей в себя отдельные элементы методик известных авторов по работе с одаренными учащимися и авторские методики руководителя группы. На занятиях используются различные тестовые задания, логические задачи, словесные и комбинаторные головоломки, задания на элементарную стереометрию и т.п.

Часть заданий, используемых на занятиях в группе "ШСМ-чик", размещены в Приложении к данной работе. Попробуйте предложить их своим детям.

Большое внимание в группе уделяется творческим исследовательским проектам. Детям предлагаются для самостоятельной работы, например, следующие вопросы:

Выполняем и коллективные конструкторские работы. Например, учащимися группы был выполнен из бумаги, картона и других подручных средств проект на тему: "Город моей мечты". Каждый из детей изготовил такой дом, в котором он хотел бы жить со своей семьей. Все эти дома оригинальны, неповторимы, задуманы с учетом всех современных потребностей человека. Есть в этом городе и большой спортивный зал, и больница, и гостиница, и детский сад, и бассейн, и даже своя метеостанция, а также обсерватория с центром управления полетами космонавтов.

Каждое занятие проводится с компьютерной поддержкой. Многие задания предлагается выполнить на компьютере. Есть специальные задания, включающие в себя элементы программирования.

Основной задачей при создании проектов с элементами программирования является воплощение идеи, замысла своего творческого проекта. Высоко ценится новизна и собственный творческий подход.

Если у кого-то появится желание поближе познакомиться с работой группы "ШСМ-чик", можно посмотреть страничку в Интернете, посвященную этой теме на нашем сайте ЗПМСЦ.

Тел.: 538-50-22, тел./факс: 538-50-20

Приложение A
Примерные задания для детей, мотивированных к интеллектуальной деятельности, в возрасте от 6 до 10 лет

Приложение B
Тематическое планирование занятий в группе ШСМчик

К началу страницы

ЛИТЕРАТУРА

  1. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1996.
  2. Антонова Л.Г. Развитие речи. "Уроки риторики". Ярославль, "Академия развития", 1997.
  3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М.: "ОСЬ-89", 1997.
  4. Асланиди К.Б., Вачадзе Д.М.. Биомониторинг? - Это очень просто! Пущино: ОНТИ НЦБИ, 1996.
  5. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.
  6. Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс "Развивающие игры с элементами логики" для первых классов начальной школы.// Психологическое обозрение. 1996. № 2 (3), с. 47-52.
  7. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1987.
  8. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. М.: Знание, 1994.
  9. Выготский Л.С. Проблемы развития психики/Под ред. Матюшкина А.М./Собр. соч. в 6 т., т.3. М.: Педагогика, 1983.
  10. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов наглядного обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск, 1992.
  11. Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. М.: ИНТЕРПРАКС, 1994.
  12. Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль: "Академия развития", 1998.
  13. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение, Владос, 1994.
  14. Ильина М.Н. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. Санкт-Петербург: Дельта, 1998.
  15. Камнев А.Н. Возрождение экспериментального образования в России. М.: МГУ, 1992.
  16. Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи. Для учащихся начальной школы. Санкт-Петербург: "Лань", "Мик", 1996.
  17. Развивающие игры для детей. М.: Физкультура и спорт, 1990.
  18. Развитие творческого мышления учащихся в начальной школе. Информационно-методический сборник для учителей и учащихся. Рига: Межрегиональная лаборатория педагогических технологий, 1993.
  19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: ВЛАДОС, 1995.
  20. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: "Гринго", 1996.
  21. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль: "Академия развития", 1996.
  22. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: "Академия развития", 1996.
  23. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль: "Гринго", 1995.
  24. Тихонов Е.А. Развивающие игры. Цветное домино. Выпуск 1. Реформ-Пресс-Центр. М., 1997.
  25. Тюленев П.В. Когда начинать воспитывать будущего президента России?
  26. Формирование учебной деятельности школьников /Под. Ред. Давыдова В.В., Ломпшера Й., Марковой А.К. М., 1982.

К началу страницы

Hosted by uCoz